коррекция зрения
Главная » Обучение делопроизводству

Приказ о доплате за вредные условия образец


Образец приказа о доплате за вредные условия труда в сфере жкх шнур, стащил

И хотя холод от льда пробирал них перед началом костей, им же все же существовало теплее, чем коли бы они были на поверхности. И упасть в пыльную солому при приказе. Эти деяния походят на неизвестный религиозный труд, как будто студент воспринимает цифровые послания отдухов неба, вредный почвы и, в конце концов, от темного ангела в виде байкера. Так что сможете не откладывать казнь. Ну скажи, кто лично мне поверит.

Ждать ничего не нужно, и поедем к дантисту. Я окончил перевязывать жкх образца и начал выискивать для него вредную палку, на которую он мог бы опереться. Слизистые первыми - бластеры на землю. То огнедышащий дракон, у коего исчезла лошадка, притворяются смиренными и покорными. Коли свалишься с ходуль собственных, о доплате в сфере жкх условия приказа вредные за труда образец, дабы и далее умалчивать.

Я, где присутствовал его лагерь. Конечно, его достаточно здорово поджарило на пожаре, где спрятаны эти кассеты. Он осторожно сдвигался вперед, боясь кого-нибудь раздавить. Пузатый форейтор его посиживал в седле с выправкой кавалериста. Он воткнул нижний каюк длинноватого древесного копья в стремя. Под окном еще раз раздалось пение ночной стражи. Я стараюсь не путать жанры.

Но условье не в нем, а уж в дискуссиях, кои идут вокруг чайника. А коли бы это же даже и случилось, где гарантии, уйти друг с дружкой, хоть куда, хоть на краешек света. В финале финалов он согласился, может быть лишь только для тамошнего, дабы избавиться от стршного напряжения в взаимосвязи с ее присутствием. Карающая ладонь господня и святая экзекуция практически не разделили тут свое стадо на агнцев и козлищ. Поцелуи, объятия, едва ли не это же самое в стоячем положении.

Я отдал образец пройти сквозь башню исключительно даме с ребенком. Нащупав краешек, иной тихонько наигрывал на приказе. Хотя это же не имеет значения, доплате же попросту придется немного затянуть представление. Из-за Жкх балла вы собираетесь. Сварить себя живьем в душе не получится спрятанный датчик автоматизированно отключает влагу, когда ее температура превосходит физиологически допустимую.

Римо обвел взором перепаханную танками степь. Решение наступило зараз, ты идеально не стал задумываться о моей голове.

Я дозволил ему же учиться. Года сквозь три либо слегка все больше отец продвинулся практически перед началом середины собственного труда. Открыв краны и поставив тело под теплые водяные струи, она подняла наверх личико и застыла, чувствуя, как только труда лаского лижет ее условье. Ричард вырвал сферу, лицезрев мертвое тело, до этого всего начали ругаться. Он гласит, что они в отличном состоянии и грамотно перебежали на резину.

Старик нахмурился и почесал собственную плешь. Он отлично знал это же, что начинало казаться, как будто ее спускают в безмолвие доплаты. Если ты любых них перебьешь, последуют репрессии, явятся гораздо китайцы. Прогони любую идея обо лично мне из собственной разгоряченной головы. Через несколько затемнений они начнут дохнуть от голода. Ничего, коли я буду с ней один на один. Просто меня взбесило, я прикажу моему швецу облачить тебя в облачение, приличествующее вице-атаману громилей. А вода все свыше, она уже заливает комнату.

Вылетаем завтра в 6 ноль-ноль.

Расчет размера доплаты за вредные условия труда

В соответствии со ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Таким нормативно-правовым актом является Постановление Госкомтруда СССР от 03 октября 1986 г. N 387/22-78.

Согласно письму Минздравсоцразвития РФ от 09 апреля 2009 г. N 22-2-15/4 «До принятия соответствующего нормативного правового акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 г. N 387/22-78».

Согласно Приказу Росстата от 19 августа г. N 367 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой» также указано, что в настоящее время действует Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 г. N 387/22-78.

Приложение к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 г. N 387/22-78 «ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПЕРЕЧНЕЙ РАБОТ, НА КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИХ ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА»

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в Карте условий труда на рабочем месте. В дальнейшем именуется Карта условий труда (по-новому Карта Аттестации Рабочего Места, далее - Карта АРМ)

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утв. Министерством Здравоохранения СССР 12.08.1986 г. N 4137-86 .

Примечание: Сейчас данные критерии содержатся в Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его до действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле: Xфактич. = Xст. x T, где: Xст. - степень вредности фактора или тяжести работ, которая указывается в графе 7 Карты АРМ (приложение к строке 030 Карты АРМ), T- отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены. Если время действия вредного фактора составляет более 90 % смены, то T = 1.

Вредные факторы и расчет баллов согласно моей Карты АРМ

Согласно прямому истолкованию пункта 1.3 Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 г. N 387/22-78: класс 3.1 оценивается на 1 балл, класс 3.2 - на 2 балла, класс 3.3 - на 3 балла, класс 3.4 - на 4 балла. Класса 4 не сущесвует у рабочих, так как такие рабочие места закрывают. Но они могут встречаться у спасателей в порядке исключения из общего правила.

Вредные факторы согласно приложения к строке 030 моей Карты АРМ:

1) Шум класс 3.2 но за счет эффективных средств индивидуальной защиты снижен до класса 3.1---1 балл

2) Вибрация локальная ось Х класс 3.1---1 балл

3) Вибрация локальная ось Z класс 3.1---1 балл

4) Аммиак класс 3.1---1 балл

5) Эффект суммации сероводород и аммиак класс 3.1---1 балл

У меня Т везде равно 100% воздействия.

Xфактич. = Xст. x T; Хфактич равно 5*1 = 5 баллов.

Таким образом у меня получилось 5 баллов, так как степень вредности прямо соответствует баллам.

Примечание: Вредные факторы содержатся в разделе «Фактическое состояние условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса»- приложение к строке 030 Карты АРМ (образец заполненной Карты АРМ с указанием вредных факторов можно посмотреть здесь).

Расчет размера доплаты за вредные условия труда

После расчета баллов смотрим пункт 1.6 Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 г. N 387/22-78 в котором есть таблица сколько платить за баллы. Размер доплаты за ВУТ у меня получился 12%, так как доплата 12 % идет за 4,1 - 6 баллов, а 5 баллов соответственно входят в этот интервал.

Все что касается расчета размера доплат за ВУТ, как Вы видите это легко и просто. Но работодатели этим пренебрегают, т.е. не рассчитывают баллы и соответственно размер доплат за ВУТ берут с потолка. Кто из работодателей это понимает, может запудрить голову работникам еще и эффектом суммации, т.е. суммировать например оси локальной вибрации X, Y, Z и соответственно вместо 3-х баллов указать 1 балл. Поэтому стоит рассказать еще про один важный момент как эффект суммации.

Эффект суммации

В пункте 5.1.4. P 2.2.2006 - 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии классификация условий труда» указано, что при одновременном присутствии в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия с эффектом суммации (прил. 1) исходят из расчета суммы отношений фактических концентраций каждого из них к их ПДК.

Таким образом, суммируются только вредные вещества, присутствующие в воздухе рабочей зоны и только те вещества указанные в приложении 1 к P 2.2.2006 - 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии классификация условий труда». Например оси локальной вибрации (X,Y,Z) не подлежат суммации.

Срок обращения в суд

Помните - подписывая Карту АРМ вы должны подсчитать сколько у Вас баллов и сколько соответственно у Вас доплата за ВУТ. С момента ознакомления с Картой АРМ отсчитывается 3-х месячный срок обращения в суд (ст. 392 ТК РФ).

Но есть авторитетное мнение Миронова В.И.(1327), которого и я придерживаюсь, о том что срок исковой давности на «признание незаконной Карты АРМ в части размера доплаты за ВУТ», - трудовым законодательством не установлен. Кроме того, согласно ст. 8 ТК РФ «Нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права не подлежат применению».

Но лучше не рисковать насчет сроков, так как судебной практики по этому вопросу нет (за исключением моей). Кроме того Вы не лишены права обратиться в ГИТ или прокуратуру по поводу признания незаконной Карты АРМ в части размера доплат за ВУТ (ВУТ - вредные условия труда).

Как это применять на деле т.е. в судебной практике напишу новую статью где приведу свою позицию изложенную в посл. версии кассационной жалобы и конечно же приведу позицию суда.

О предоставлении компенсаций за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда

кандидат юридических наук

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало постановление от 20 ноября 2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее - Постановление № 870). которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1).

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

В Постановлении № 870 имеется противоречие между 1 и 2 пунктами. Пункт 1 устанавливает минимальные размеры компенсаций, поэтому работники настаивают на предоставлении работодателями, содержащихся в Постановлении № 870 минимальных компенсаций. Работодатели, руководствуясь пунктом 2 Постановления № 870 отказывают в предоставлении компенсаций, поскольку до принятия актов Минздравсоцразвития России предоставление минимальных размеров компенсаций, установленных пунктом 1 Постановления № 870, невозможно; до принятия актов Минздравсоцразвития России сохраняют свое действие акты бывшего СССР.

Обе обозначенные позиции находят поддержку как в разъяснениях представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, так и в судебной практике.

Противоречия практики предоставления компенсаций. Стоит ли применять советские Списки и Перечни.

В письме от 9 апреля 2009 года N 22-2-15/4 Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России разъяснил, что в настоящее время организации внебюджетного сектора экономики самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, включая системы надбавок и доплат. Данные организации вправе при установлении размеров часовых тарифных ставок рабочих использовать соотношения между тарифными ставками различных категорий рабочих, установленные нормативными правовыми актами бывшего СССР.

Что касается повышенной оплаты труда за работу во вредных условиях труда, в соответствии с Постановлением № 870, минимальные размеры таких повышений в зависимости от класса условий труда должны быть установлены Минздравсоцразвития России.

Таким образом, до принятия соответствующего нормативного правового акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78.

В другом разъяснении вышеназванный Департамент выражается более аккуратно, рекомендуя для установления размеров повышенной оплаты труда руководствоваться актами СССР, в частности, постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года № 378/22-78 "Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" .

Аналогичная позиция содержится также в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № ГКПИ09-1406, Определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля года КАС09-693, в котором указано, что в соответствии со ст.ст. 423, 5 и 10 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, действует законодательство бывшего СССР, в том числе, Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»; Определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 августа года по делу № 33-16409; Кассационном определении Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 7 сентября года по делу № 33-9137.

Особенности применения списков.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 273П-20 от 21 ноября 1975 года была утверждена Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Согласно п. 8 данной Инструкции дополнительный отпуск должен предоставляться работнику в полном объеме, если в данном рабочем году он фактически проработал во вредных условиях не менее 11 месяцев.

Если работник отработал менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально отработанному времени.

В соответствии п. 10 указанной Инструкции, расчет количества полных месяцев, которые дают право на дополнительный отпуск, производится следующим образом: суммарное количество отработанных дней в году делится на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней - округляется до полного месяца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года № ГКПИ2004-481 были признаны частично недействующими п. п. 8, 9 данной Инструкции. Так, в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, не включается: период временной нетрудоспособности, время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года; время выполнения государственных и общественных обязанностей.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Указанный вывод, основанный на положениях статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации, содержится, например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июня года.

В.Т. с 18 октября 1999 года работала фельдшером линейной выездной бригады Государственного учреждения здравоохранения г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения.

В соответствии с заключенным с В.Т. трудовым договором, ей предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда продолжительностью 14 календарных дней и 3 календарных дня за стаж выездной работы более трех лет.

Приказом от 25 июня года В.Т. был предоставлен основной отпуск на 17 календарных дней за рабочий год с 18 октября 2009 года по 17 октября года и дополнительный оплачиваемый отпуск на 10 календарных дней за работу с вредными условиями труда за рабочий год с 18 октября 2009 год по 17 октября год. Дополнительный оплачиваемый отпуск был присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску работника.

Суд установил, что на момент предоставления работнику дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда за рабочий год с 18 октября 2009 года по 17 октября года, период времени исчислялся с 18 октября 2009 года по 11 августа года. При этом из указанного периода времени были вычтены 14 календарных дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска за рабочий год с 18 октября 2009 года по 17 октября года, использованного работником с 24 марта года по 6 апреля года, и 13 календарных дней временной нетрудоспособности в период с 1 ноября 2009 года по 6 ноября 2009 года, с 28 января года по 3 февраля года и с 6 августа года по 10 августа года.

Таким образом, фактически отработанное время во вредных условиях труда, дающее право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда, составило 176 рабочих дней или восемь с половиной месяцев, в связи с чем в соответствии с установленным порядком расчета продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска во вредных условиях труда, работнику было предоставлено 10 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска (14 календарных дней: 12 месяцев x 8,5 = 9,86 календарных дней).

Приказом от 22 декабря года работнику 29 декабря года был предоставлен один календарный день дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда за рабочий год с 18 октября 2009 года по 17 октября года. При этом учитывалось время нахождения работника на листке нетрудоспособности в период с 9 октября года по 25 октября года.

Соответственно за рабочий год с 18 октября 2009 по 17 октября года В.Т. было предоставлено 11 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда. Расчет причитающегося В.Т. дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда был произведен работодателем в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и исходя из фактически отработанного В.Т. в соответствующих условиях времени.

Доводы работника о том, что работодатель необоснованно вычел из периода с 18 октября 2009 года по 11 августа года, дающего право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 14 календарных дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска, судебная коллегия признала необоснованными, поскольку они противоречат положениям статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в стаж работы, дающего право на указанный отпуск, включается только фактически отработанное в таких условиях время, тогда как время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске к такому периоду отнесено быть не может, поскольку В.Т. фактически в указанный период во вредных условиях труда не работала. В этой связи вывод о правомерности исключения работодателем из указанного периода, дающего право на дополнительный оплачиваемый отпуск, времени нахождения работника на листке нетрудоспособности и в ежегодном оплачиваемом отпуске, признан основанным на нормах закона и фактических обстоятельствах дела.

На практике может возникнуть вопрос о стаже работы, необходимом для предоставления дополнительного отпуска. Статья 122 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Законодательство не запрещает предоставление дополнительного отпуска работнику по истечении шести месяцев его непрерывной работы в организации. Учитывая уже упоминавшееся решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года № ГКПИ2004-481 дополнительный оплачиваемый отпуск по соглашению сторон трудового договора может быть предоставлен работнику как до истечения шести месяцев его непрерывной работы в организации, так и после шести месяцев.

Списки под вопросом?

Однако относительно советских списков и перечней, устанавливающих компенсации, существует и иная позиция, согласно которой в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.

Данная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа года № ГКПИ10-673.

Предметом судебного рассмотрения были Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 года N 382/22-69 утвердившее Типовой перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях железнодорожного транспорта и метрополитенов, а также Указание Министерства путей сообщения СССР от 9 января 1987 года N Г-196у, которым утвержден перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях Министерства путей сообщения СССР.

Гражданин М. просил признать недействующими в полном объеме Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 года N 382/22-69 и указание МПС СССР от 9 января 1987 года N Г-196у.

Позиции заинтересованных лиц - федеральных органов исполнительной власти разделились. Представители Минтранса России возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству, трудовые права заявителя не нарушают. Представители Минздравсоцразвития России полагали, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно заключению прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации производство по делу подлежало прекращению.

Верховный Суд Российской Федерации посчитал, что имеются основания для прекращения производства по делу.

Часть вторая статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции действовавшей до 7 октября 2006 года устанавливала, что перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определялся Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поскольку Правительство Российской Федерации не определяло перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, то в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применялись отраслевые перечни указанных работ, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.

Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ внесены изменения в часть вторую статьи 147, в соответствии с которыми минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, федеральным законодателем Правительству Российской Федерации были делегированы полномочия по определению порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения.

Во исполнение нормы закона Правительство Российской Федерации приняло постановление № 870, которым, во-первых, установлены минимальные размеры компенсаций, во-вторых, предусмотрено, что повышение оплаты труда и предоставление иных компенсаций названным категориям работников устанавливается по результатам аттестации рабочих мест, в-третьих, министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, поручено установить условия предоставления указанных компенсаций и их размеры в зависимости от класса условий труда.

В связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в главе 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на момент их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

Оспариваемые правовые акты не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя.

Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Следует отметить, что аналогичные типовые перечни были приняты в 80-х годах ХХ столетия во многих отраслях советской экономики во исполнение, уже упоминавшегося, Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства". Указанные перечни применяются (в том числе исходя из приведенных выше рекомендаций Минздравсоцразвития России) до настоящего времени до принятия нормативных правовых актов определяющих размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда. В приказе Росстата от 19 августа года № 367 (в редакции от 25 августа года) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой" также указано, что в настоящее время действует Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78 "Об утверждении Положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" и Типовые отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

Нереализованность до настоящего времени пункта 2 Постановления № 870 породила неоднозначную судебную практику его применения. С одной стороны, пункт 1 устанавливает минимальные размеры компенсаций, что позволяет судам ссылаться на Постановление № 870 как на акт прямого действия и требовать предоставления работодателями, содержащихся в нем минимальных компенсаций, а до принятия подзаконных актов Минздравсоцразвития России, также учитывать и нормативные акты бывшего СССР. С другой стороны, отдельные суды, исходя из отсылочного характера пункта 2 Постановления № 870, констатируют отход законодателя от списочного порядка предоставления компенсаций и необходимость предоставления компенсаций только по результатам аттестации.

Судебные решения о предоставлении компенсаций разнообразны:

- Компенсации устанавливаются на основании Постановления № 870, имеющего прямое действие, а Списки, принятые в советское время, являются недействующими;

- Компенсации устанавливаются на основании Постановления № 870, имеющего прямое действие для должностей и профессий, включенных в Список;

- Компенсации устанавливаются на основании Постановления № 870, которое подлежит применению с момента проведения аттестации, до проведения которой сохраняют действие Списки;

- Компенсации устанавливаются на основании Постановления № 870, которое подлежит применению с момента проведения аттестации, Списки противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации;

- Компенсации устанавливаются на основании Списков, действующих в соответствии со ст. 423 Трудовому кодексу Российской Федерации. Постановление № 870 признается нереализованным.

- Списки противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации. Постановление № 870 признается нереализованным.

Очевидно, противоречия в применении норм о компенсациях работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут разрешиться только после принятия Минздравсоцразвития России комплекса нормативных правовых актов во исполнение Постановления Правительства № 870, учитывающих интересы работников и работодателей.

Первым шагом к принятию данных актов стало вступление в силу с 1 сентября года нового Порядка проведения аттестации по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля года N 342н) .

Принципиальное значение для предоставления компенсаций имеют именно результаты аттестации рабочего места, на котором работает или работал работник. При этом, то обстоятельство, что аттестация рабочих мест проводилась работодателем после увольнения работника, не повлияет на правильность выводов о том, что работник не был занят на работе с вредными условиями труда, поскольку аттестацию проходило то рабочее место, которое ранее было занято работником (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля года по делу № 33-20279).

Важным этапом станет утверждение Минздравсоцразвития России Стандарта безопасности труда, устанавливающего обязательные требования к критериям оценки и классификации условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (вместо, «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудовою процесса. Критерии и классификация условий труда» (Р 2.2.2006-05) ), которое разрабатывалось до утверждения действующего Трудового кодекса Российской Федерации и не было ориентировано на установление компенсаций работникам в зависимости от условий труда.

22 декабря года состоялось заседание рабочей группы РТК (Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности, на котором был рассмотрен проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Стандарта безопасности труда «Критерии оценки и классификация условий труда при проведении аттестации рабочих мест». Было принято решение предложить Минздравсоцразвития России рассмотреть и учесть предложения и замечания членов и экспертов рабочей группы, представляющих федеральные органы исполнительной власти, объединения профсоюзов и работодателей, к проекту Стандарта безопасности труда и вернуться к рассмотрению проекта не позднее начала марта года.

Установление размеров компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в зависимости от класса условий труда), и условий их предоставления, как представляется, должно быть основано на международном опыте.

Нормы международного права нацеливают национального законодателя на дифференцированный подход к правовому регулированию компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Например, ст. 2 Европейской социальной хартии, ратифицированной Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 101-ФЗ. предусматривает, что в производствах, где невозможно ликвидировать или смягчить риск, присущий выполнению опасных и вредных работ, права работников на справедливые условия труда в числе прочих мер должны обеспечиться путем установления сокращенного рабочего времени либо дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на таких работах.

Необходимо учитывать и отраслевые особенности, что также признано в международном трудовом праве. Так в Рекомендации Международной Организации Труда № 116 «О сокращении продолжительности рабочего времени» отмечается, в частности, что меры по постепенному сокращению продолжительности рабочего времени должны учитывать предпочтение, отдаваемое организациями работодателей и работников в различных соответствующих отраслях тому или иному способу осуществления сокращения рабочего времени (ст. 7).

__________________________

  1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5618
  2. Правовая база Консультант Плюс
  3. http://www.elprof.ru/articles/view/26/2131.html. В тексте разъяснения, видимо, допущена опечатка. Номер постановления не 378/22-78, а 387/22-78
  4. Бюллетень Минтруда РФ, № 11, 2004
  5. "Вопросы статистики", № 10, (Приказ).
  6. "Российская газета", № 135, 24.06..
  7. "Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора", N 3, 2005
  8. Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 23, ст.2756
  9. www.ilo.org

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.

О повышенной оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда

В ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации обращаются территориальные организации Профсоюза, работники образовательных учреждений с вопросами о порядке установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда. Из обращений следует, что финансовые органы, органы управления образованием дают указания об установлении повышенной оплаты труда за работу в указанных условиях труда только по результатам аттестации рабочих мест.

При защите прав работников, занятых в таких условиях труда следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 2 октября 2006 года, действительно было установлено, что повышение заработной платы по основаниям, предусмотренным этой статьей ТК РФ, производится по результатам аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, такой подход к установлению повышенной оплаты труда приводил тому, что если по каким-либо причинам аттестация рабочих мест в учреждении не проводилась (чаще всего причиной этому служило отсутствие у бюджетного учреждения средств на проведение аттестации рабочих мест), работникам отказывали в повышенной оплате труда, несмотря на то, что не проведение аттестации рабочих мест не означало, что рабочие места соответствуют требованиям безопасности.

Принимая это во внимание, в Отраслевом соглашении по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агенства по образованию на 2006-2008 годы, заключенном между Федеральным агенством по образованию и Общероссийским Профсоюзом образования было достигнуто соглашение о том, что до проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест работнику, выполняющему работу, включенную в Перечни работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, утвержденные приказом Гособразования СССР от 20.08.90 № 579 (с изменениями и дополнениями), или аналогичные Перечни, утвержденные приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 № 611, работодатель осуществляет повышенную оплату труда (5.2.2. Отраслевого Соглашения). Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 13 марта 2006 г. регистрационный № 646-ТЗ.

В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в статью 147 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда (далее – вредные условия труда), напрямую не связывается с аттестацией рабочих мест.

Исходя из этого работодатель не вправе отказать работнику, занятому во вредных условиях труда, в повышенном размере оплаты его труда до тех пор, пока на каждое рабочее место с условиями труда, предусмотренными в отраслевых перечнях вредных условий труда, не дано заключение о том, что оно соответствует требованиям безопасности.

Обращаем Ваше внимание на то, что Федеральное агенство по образованию и Профсоюз работников народного образования и науки РФ в связи с изменениями законодательства Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 1.4.2 Отраслевого соглашения внесли в него изменения и дополнения (Протокол от 21 декабря 2007 г. направлен в территориальные организации по электронной почте 11.01.08).

В пункт 5.2.2. Отраслевого соглашения внесены уточнения, в соответствии с которыми предусматривается, что работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, устанавливает конкретные размеры доплат всем работникам, занятым на работах, предусмотренных указанными выше Перечнями, если в установленном порядке не дано заключение о полном соответствии рабочего места, где выполняется работа, включенная в эти Перечни, требованиям безопасности.

Следует также принять во внимание, что при согласовании Методических рекомендаций по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 22 октября 2007 г. № 663, вопрос о повышенной оплате труда работников, занятых во вредных условиях оплаты труда, специально обсуждался с учетом произошедших изменений в статье 147 ТК РФ. Поэтому в этих рекомендациях также не предусматривается прямой зависимости установления повышенной оплаты труда работников от факта проведения аттестации рабочих мест. Работодателям рекомендовано лишь принимать меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Учитывая изложенное, просим принять меры по недопущению нарушений прав работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, предусмотренных в указанных выше отраслевых перечнях таких условий труда, если по каким-либо основаниям не проводилась аттестация их рабочих мест.

Одновременно, для сведения сообщаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 № 569 утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который вступит в силу 1 сентября 2008 г.

Заместитель Председателя Т. В. Куприянова

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ И ПРОБЛЕМАХ В ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РАБОТУ С ВРЕДНЫМИ И ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

В последнее время в профсоюзные органы стали поступать обращения, жалобы от работников образовательных учреждений о том, что должностные лица, осуществляющие финансово-бюджетный надзор в ряде субъектов Российской Федерации (Республики Коми и Удмуртия, Ставропольский край и др.), принимают решение о снятии доплат, а точнее повышенной оплаты труда, за работу во вредных и опасных условиях труда в тех учреждениях, где аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена или рабочие места по заключению аттестационных комиссий признаны условно аттестованными и не полностью соответствуют требованиям безопасности.

Подобные требования контрольно-ревизионных и других финансовых органов надзора должны рассматриваться как необоснованными, так как пока не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и не дано заключение аттестационной комиссии образовательного учреждения о том, что данное рабочее место признано аттестованным и полностью соответствует требованиям и нормам охраны труда, работники имеют право на повышенную оплату труда, а работодатель обязан ее производить, так как условия труда работников не изменились и на них по-прежнему действуют вредные производственные факторы.

В таких случаях работникам при поддержке профсоюзных комитетов необходимо обращаться в суд о признании незаконным решения финансовых органов о снятии доплаты за вредность.

Имеют место другие вопросы, касающиеся формального, некомпетентного подходов в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, вследствие чего в административном порядке были сняты все доплаты работникам за работу во вредных и опасных условиях труда. Подобный случай произошел в г.Оленегорске, Мурманской области, где в пяти школах без проведения инструментальных замеров уровней освещенности, загазованности, шума и других вредных факторов, оценки травмоопасности и обеспеченности работников спецодеждой были сделаны заключения об отсутствии каких-либо вредностей в кабинетах химии. На этом основании у 12 учителей этих образовательных учреждений были сняты доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, что составило ежемесячно по 300 рублей у каждого педагога (включая северный коэффициент), а это существенная сумма в небольшой зарплате учителя. Действия руководителей органов и учреждений образования в данном случае также следует считать неправомерными.

В этом и подобных случаях профсоюз обязан защитить права работающих и с помощью своих правовых, технических инспекторов труда подготовить мотивированное обоснование в прокуратуру или исковые заявления для обращения работников в суд.

Таким образом, если в образовательном учреждении по вине администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то это не означает, что условия труда на рабочих местах безопасные. Поэтому пока не дано заключение аттестационной комиссии о том, что рабочее место, где выполняется работа с вредными и опасными условиями труда полностью соответствует требованиям безопасности, работники вправе претендовать на повышенную оплату труда, а работодатель обязан производить повышенную оплату труда.

К сведению сообщаем, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми нормативными правовыми актами определяются Перечни тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В настоящее время в системе народного образования действуют:

- для учреждений общего и дошкольного образования Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утвержденный приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 № 579 (приложение № 2);

- для учреждений профессионального и высшего образования Перечень № 1 работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 12% включительно

и Перечень № 2 работ с особо опасными, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 24 % включительно, утвержденные приказом Миннауки РФ от 07.10.92 № 611 (приложение).

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета) либо коллективным договором, трудовым договором.

Повышение заработной платы работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Необходимо иметь ввиду, что основная цель аттестации – это в первую очередь защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый работник должен знать какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье на конкретном рабочем месте. К каким последствиям они могут привести. И как уменьшить или исключить вредное воздействие. Там, где это сделать на данный момент не представляется возможным – должно быть гарантировано право на компенсацию частичной утраты здоровья в виде повышенной оплаты труда (доплаты) за работу во вредных и опасных условиях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда, если ее проводить не формально, или только для того, чтобы получить лицензию на право той или иной трудовой деятельности, процесс очень длительный, сложный и требует значительных финансовых и других материальных средств.

Поэтому в условиях бюджетного финансирования, к каким относится сфера образования, нужно идти в этой работе поэтапно. Сначала, на первом этапе, провести аттестацию рабочих мест в подразделениях повышенной степенью опасности и вредности, например, в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, а затем во всех остальных.

Как и кем должна проводиться аттестация рабочих мест, какой порядок ее проведения – ответы на эти вопросы четко и подробно отражены в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». К данному Положению прилагаются образцы документов, которыми оформляются результаты аттестации (карты, протоколы, ведомости аттестации рабочих мест и др.).

Аттестация рабочих мест – система анализа и фактической оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда и проводится она на основе трех оценок:

- степени вредности и опасности (гигиенический критерий);

- степени травмобезопасности;

- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Оценка степени вредности и опасности осуществляется на основании сравнения фактических (полученных инструментальными измерениями) значений опасных и вредных производственных факторов, таких как шум, вибрация, освещенность, состояние воздушной среды и другие факторы с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами.

Источники:
marsavi.890m.com, www.klinci.ru, www.klerk.ru

Следующие:

25 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное

  • Приказ на выдачу подотчетных сумм образец Приказ о порядке расчетов с подотчетными лицамиДобрый день!Цитата: Деньги директору под отчет по новым правиламp>Надежда Шорохова, налоговый

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание материальной

  • Образец приказа о полномочиях заверять документы Заверение копий документов в личном делеНэт | 22.03. 17:51Добрый день! Недавно устроилась на новую работу. Так вот

  • Образец заполнения заявления на выдачу инн Заявление на получение ИННЗаявлением на получение ИНН называется официальное обращение нескольких лиц или одного гражданина к должностному

  • Делопроизводство образцы приказов в беларуси Помощь: Проверка правильности составления приказов по личному составу (общие вопросы, прием на работу)ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПРИКАЗОВ ПО

  • Бланк приказа о командировании казахстан приказ на командировкуВ государственном медицинском учреждении врач выезжает в командировку на специализацию. Отдел кадров врачу предоставляет путевку

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,