коррекция зрения
Главная » Организация учреждения

Образец приказа о тарификации учителя


Вопросы аттестации, тарификации и оплаты труда учителей информатики

Некоторые вопросы оплаты труда учителей информатики

Аттестация педагогических работников

Ответы на вопросы

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Литература

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Вопрос оплаты труда учителей информатики стоит особенно остро. Несмотря на то что нормативные документы, согласно которым производится расчет заработной платы учителей информатики, едины для всех, месячная заработная плата учителей иногда даже одного округа, но разных школ различна при одинаковой учебной нагрузке и квалификационной категории.

На примере одной из школ Западного округа Москвы рассмотрим, из чего складывается заработная плата

учителя информатики. Это школа выбрана по той причине, что здесь, на мой взгляд, с одной стороны, расчет заработной платы проводится, четко по нормативным документам, а с другой стороны, осуществляется максимальная материальная поддержка учителя информатики.

Рассмотрим более детально, как рассчитывается и из чего складывается заработная плата учителей информатики данной школы (см. приложение 1). Для удобства вместо фамилий будем пользоваться теми номерами, под которыми эти учителя стоят в таблице. В данном случае это номера 55, 56, 57. Аналогично будем рассматривать и саму таблицу, употребляя вместо названия граф их порядковые номера.

В графе 4 указываются все должности, занимаемые учителем.

В графе 5 показана доля ставки, которую занимает учитель по каждой из должностей.

Графа 6 включает в себя стаж педагогической работы (см. приложение 2, пункт 3-б).

Например, у номера 55 этот стаж с учетом стажа работы по специальности (программист) составляет 13 лет.

В графе 7а представлен разряд по ETC, который определяется в соответствии с педагогическим стажем

(с 7-го по 11-й) или в результате аттестации (с 12-го по 14-й).

В нашей таблице:

учитель под номером 55 прошел аттестацию и получил II квалификационную категорию, что соответствует 12 разряду ETC;

учитель под номером 56 тоже прошел аттестацию и получил высшую категорию, что соответствует 14 разряду ETC.

Но так как он является кандидатом наук по специальности, его разряд для оплаты увеличен на единицу (15);

учитель под номером 57 имеет 11 разряд ETC (по педстажу) (см. приложение 2, пункт 9).

В графе 7 приведен месячный оклад с учетом надбавок для учителей информатики, что соответствует ставке по ETC плюс 12% (см. приложение 2, пункты 2 и За). Например, у номера 55: ставка по 12 разряду составляет 397800+12%=445536 руб. Из этой ставки (445536 руб.) рассчитывается стоимость одного часа учебной нагрузки (445536руб. (18 часов/неделю х 4 недели)=6188 руб. - для средней и старшей школы,

445536 руб. (20 часов/неделю х 4 недели)=5569 руб. -для начальной школы).

Графы 9-12 включают учебную нагрузку по параллелям (с учетом деления класса пополам)

(см. приложение 2, пункт 1а, б).

В графах 12-14 представлена основная зарплата в месяц по параллелям (стоимость одного часа, умноженная на количество часов).

Графы 15-17 содержат доплату за проверку тетрадей (только в среднем и старшем звене) в размере

10% стоимости оплаты часов в этих параллелях без учета 12% за вредность.

В графе 18 представлены дополнительные оплаты:

а) на приобретение методической литературы - 75 900 (независимо от разряда ETC)

(С 1 января 1997 г. на приобретение методической литературы производится доплата в сумме 83490 руб.);

б) за классное руководство - 20% ставки без учета надбавок .

в) за заведование кабинетом -10% от ставки без учета надбавок (12% за вредность).

Кабинет информатики входит в число обязательно оплачиваемых кабинетов .

В графах 19-20 показана оплата кружковой работы, которая производится так же, как и основная нагрузка, при условии, что занятие кружка ведется по информатике и в компьютерном классе .

Рассмотренная нами школа имеет три компьютерных класса (свыше 50 компьютеров), поэтому дополнительно в штатное расписание введены должности инженера и техника. Согласно нормативным документам, учителя информатики могут совмещать должность учителя и должность инженера, техника, лаборанта. В этой школе по приказу директора учителям информатики в тарификацию включена и оплата за совмещение должности инженера (техника).

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Рассмотрим вопрос, который непосредственно связан с оплатой труда учителя - аттестацией педагогических работников, и познакомим учителей информатики с нормативными документами, которые являются основой ее проведения.

". Нормативной основой для проведения аттестации являются Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ, территориальные и ведомственные положения, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования РФ в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющих их количество, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических работников учреждений образования.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок, определяемый

территориальными и ведомственными положениями, но не более чем на пять лет.

Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педработники.

Педагогическим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию,

разряды и оплата труда no ETC устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической

работы (стажа работы по специальности).

Для проведения аттестации создаются:

- Главная аттестационная комиссия;

-районная (окружная, муниципальная), городская аттестационная комиссия;

- аттестационная комиссия учреждения образования.

При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы по аттестации педработников по специальностям.

Результаты аттестации определяются открытым голосованием на итоговом заседании комиссии. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений:

а) о соответствии заявленной квалификационной категории;

б) о несоответствии заявленной квалификационной категории;

Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического работника на более высокую квалификационную категорию.

В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее

чем через год.

Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах (форму аттестационного листа см. в. и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.

Порядок проведения аттестации.

Основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.

Работник, не имеющий стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках. может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

Аттестация проводится по двум направлениям.

Первое - обобщение итогов деятельности учителя. Может осуществляться в форме собеседования,

творческого отчета, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и других формах.

При этом учитывается знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков

и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.

Второе - экспертная оценка практической деятельности учителя. Может осуществляться путем

использования различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности

профессиональной деятельности.

Истечение срока квалификационной категории.

За педагогическими работниками, вышедшими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной ранее квалификационной категории и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается

В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических работников во время:

-длительной нетрудоспособности;

-отпуска по уходу за ребенком;

-длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;

- отпуска до одного года с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" - по выходу на работу срок действия

имевшейся у них квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке не более чем на год.

В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических работников, которым до пенсии по старости (возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.

Территориальными и ведомственными положениями могут быть предусмотрены и другие случаи продления срока действия квалификационных категорий.

Реализация решений аттестационной комиссии.

Руководитель органа управления образованием, учреждения образования на основании решения

соответствующей аттестационной комиссии в течение месяца издает приказ о присвоении работникам

квалификационной категории и установлении уровней оплаты труда по соответствующим разрядам.

Оплата трудаработника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с

момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.

Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке. ( В трудовой книжке делаются следующие записи: в разделе "Сведения о работе" в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи; в графе 3 пишется "Присвоена высшая (вторая, первая) квалификационная категория по должности"учитель" (без указания преподаваемого предмета) ("преподаватель", "воспитатель", "методист" и т. д. );в графе 4 указывается, на основании чего внесена

запись - приказ, его дата и номер.)

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров. " (Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государст-венных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ. Приложение к приказу Министерства образования РФ от 17.06.93 № 256).

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

В июльском сборнике "Вестник образования" опубликовано Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 апреля 1997 года № 23/146 и ЦК профсоюза работников

народного образования и науки РФ "Ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим вопросам".

Я думаю, что ряд вопросов и ответов на них будут интересны и полезны учителям информатики.

" 2. ВОПРОС. Должны ли педагогические работники предупреждаться руководителем образовательного

учреждения об изменении в оплате их труда за два месяца до истечения срока действия квалификационной категории?

ОТВЕТ. Нет, не должны.

4. ВОПРОС. По какому разряду следует оплачивать труд учителя, имеющего ученую степень кандидата наук, если он не имеет квалификационной категории?

ОТВЕТ. Оплата труда учителя в указанном случае должна осуществляться на один разряд выше по сравнению с тем разрядом, который ему может быть установлен в соответствии с его образованием и стажем педагогической работы на основании ТКХ (тарифно-квалификационных характеристик).

5. ВОПРОС . Зависят ли разряды оплаты труда методистов районных (городских) учебно-методических

(методических) кабинетов (центров) и методистов образовательных учреждений дополнительного профессионального образования повышения квалификации) специалистов от наличия или отсутствия у них квалификационной категории?

ОТВЕТ. Нет, не зависят, так как методисты указанных учреждений аттестацию на присвоение квалификационных категорий не проходят, а разряды им устанавливаются в зависимости от стажа работы в должности методиста.

В случае, когда на должность методиста в указанные учреждения принимается педагогический работник,

которому по прежней педагогической работе (например, в должности учителя, методиста учреждения дополнительного образования детей и др.) была присвоена первая или высшая квалификационная категория, то ему устанавливается 13 разряд ETC - при наличии первой квалификационной категории; 14 разряд ETC - при наличии высшей квалификационной категории (п. 6.4 приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268).

6. ВОПРОС. Может ли оплата труда работников на разных педагогических должностях производиться

с учетом квалификационной категории, присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?

ОТВЕТ. Оплата труда на разных педагогических должностях может в ряде случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемых должностей категории, если совпадают по этим должностям

их должностные обязанности, учебные программы, профили работы.

В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу на разных педагогических

должностях имеющуюся квалификационную категорию, присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен соответствующей квалификационной комиссией на основании письменного заявления работника.

7. ВОПРОС. Всегда ли администрация при приеме на работу педагогического или другого работника обязана оплачивать его труд по разряду ETC, который он имел по прежнему месту работы?

ОТВЕТ. Нет, не всегда.

Администрация обязана оплачивать труд работника по разряду ETC, который он имел по прежнему

месту работы, в случаях, если:

- работник принимается на работу в той же должности (специальности) и при этом его образование,

стаж педагогической работы или квалификационная категория соответствуют требованиям ТКХ;

- работник, имеющий квалификационную категорию по одной педагогической должности, принимается на работу по другой педагогической должности, но совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы (см. ответ на вопрос 6).

Администрация не обязана оплачивать труд работника по разряду ETC, который он имел по прежнему месту работы в случаях, если:

- работник принимается на другую должность, для которой в ТКХ установлены иные требования к квалификации работника;

- более высокий разряд работнику по ETC no прежнему месту работы устанавливался в порядке исключения, согласно п. 2.5 приложения 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от

14 декабря 1995 г. № 622/1646 и п. 7 "Общих положений" ТКХ;

- по каким-либо причинам работнику более высокий разряд по ETC устанавливался в нарушение действующего порядка;

-диапазон разрядов оплаты труда no ETC no прежней должности выше, чем диапазон разрядов, предусмотренный по должности, на которую принимается работник (например, учителем в общеобразовательное учреждение принят работник с должности доцента, профессора вуза или научного сотрудника НИИ, где ему был установлен 15-й или 16-й разряд по ETC).

11. ВОПРОС. Влияет ли на получение педагогическим работником квалификационной категории то,

что специальность по диплому и преподаваемый предмет не совпадают?

ОТВЕТ. Нет, не влияет.

13. ВОПРОС. Имеет ли право педагогический работник, получивший, например, вторую квалификационную категорию, до истечения срока ее действия пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию. Если да, то может ли взиматься плата за прохождение в этом случае аттестации?

ОТВЕТ. Педагогический работник, имеющий вторую квалификационную категорию, может до

истечения срока ее действия обратиться в соответствующую аттестационную комиссию для прохождения аттестации на первую или высшую квалификационную категорию.

Взимание платы за прохождение аттестации в установленные сроки или до истечения срока, на

который была присвоена квалификационная категория, на более высокую квалификационную категорию не допускается (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 мая 1994 г.

№ 51-М "О положениях об аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений субъектов Российской федерации").

16. ВОПРОС. Какие документы должен представить педагогический работник в аттестационную комиссию для аттестации?

ОТВЕТ. Согласно п. 3.2 Типового положения основанием для прохождения аттестации является личное

заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.

Не правомерно включать в территориальные положения требования к аттестуемым о представлении каких-либо других документов.

Представление, характеристика на аттестуемого или другие документы при необходимости могут быть

затребованы от руководителя образовательного учреждения непосредственно аттестационной комиссией, проводящей аттестацию.

17. ВОПРОС. В тарифно-квалификационных характеристиках по таким должностям служащих, как инженер, библиотекарь, бухгалтер и др. против каждого разряда оплаты труда специалиста в скобках указывается, например, (библиотекарь II категории), (библиотекарь 1 категории), (ведущий библиотекарь).

Кто присваивает эти категории или наименование "ведущий"?

ОТВЕТ. Указанным специалистам категории или наименование "ведущий" не присваиваются, они являются частью наименования их должности. Основанием для установления, например, библиотечному работнику 10-го разряда оплаты труда по ETC является введение в штатное расписание образовательного учреждения должности "библиотекарь I категории".

Работник, принимаемый на должность "библиотекарь I категории", аттестуется на соответствие уровня

его квалификации требованиям ТКХ (Положение о порядке проведения аттестации в организациях культуры

и искусства, утвержденное приказом Минкультуры России от 13 ноября 1992 г. № 344).

Должности: инженер 1 или II категории, ведущий инженер; бухгалтер 1 или II категории, ведущий бухгалтер; электроник 1 или II категории, ведущий электроник и др. на которые работники принимаются в образовательное учреждение, относятся к общеотраслевым должностям служащих. Указанные работники аттестуются на соответствие уровня их квалификации требованиям ТКХ, утвержденных постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, в соответствии с Положением об аттестации, утвержденным постановлением Минтруда России от 23 октября 1992 г. № 27 ".

Также хочу ответить на вопросы, которые пришли в редакцию журнала, а также были заданы мне лично.

Первый вопрос связан с доплатой за заведование кабинетом информатики. Некоторые учителя пишут о том, что они не получают доплату за заведование. Согласно нормативным документам, в частности

Приказу № 2624 от 31.12.86 г. количество "оплачиваемых" кабинетов в школе независимо от количества классов и количества учащихся рассчитывается следующим образом: 13 + кабинеты информатики + кабинеты труда. Например, если в школе один кабинет ОИВТ и один кабинет труда, то число "оплачиваемых"

кабинетов будет 15. Это значит, что 15 учителей будут иметь доплату за заведование кабинетом. Так как

число учителей в школе гораздо больше, то ясно, что лишь часть учителей в школе получают эту доплату.

Но кабинет информатики входит в число обязательно оплачиваемых кабинетов, поэтому если в школе один кабинет и один учитель информатики, то он в обязательном порядке должен получать доплату за заведование кабинетом и может требовать эту доплату. Если же в школе не один учитель информатики, а, положим, два, а кабинет один, то оплата может производиться в размере 5%. Все эти вопросы решает директор школы. Некоторые директора школ неправомерно лишают учителя этой доплаты, ссылаясь на то, что учитель имеет маленькую учебную нагрузку, или на то, что учитель является совместителем. Кстати, совместители имеют

все права на доплаты, как и основные учителя.

Несколько вопросов было задано учителями г. Октябрьский.

ВОПРОС. Какие существуют льготы по работе учителей информатики во вредных условиях (режим труда, спецодежда, льготный пенсионный возраст и т. д.)?

ОТВЕТ. За вредные условия труда учителю информатики производится доплата в размере 12%.

Это то, что учитель может требовать и ему обязаны платить. Больше никаких льгот, согласно нормативным документам, учителю информатики не положено. Но, например, у нас в округе санитарная служба предложила организовать для учителей информатики ежегодную диспансеризацию. И этим вопросом в ближайшее время я, как методист, буду заниматься.

ВОПРОС. Почему учителям информатики не оплачивается проверка тетрадей, даже тем, кто работает

не только в X-XI классах, а начиная с I класса?

ОТВЕТ. Подробный ответ на этот вопрос есть в материалах предыдущей статьи

(см. Информатика и образование. 1997. № 5). Учителям, работающим в среднем звене, проверка тетрадей должна оплачиваться в обязательном порядке, согласно нормативным документам. В начальной школе

доплата за проверку тетрадей не производится. Я считаю этот факт просто недоработкой нормативной базы

и думаю, что этот вопрос нужно поднимать и требовать решения на том уровне, на котором его можно решить.

ВОПРОС. Учитывается ли медаль "Ветеран труда" (полученная в НИИ) как основание для установления более высокой категории при оплате труда?

ОТВЕТ. Нет, не учитывается. И совсем неважно, где она получена, она все равно считается правительственной наградой, но основанием для установления более высокой категории не является.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

(Тарификационный список учителей и других работников школы на 1 сентября 1996 г.)

Учебная нагрузка учителей общеобразовательных учреждений

21.03.

О необходимости указания в трудовом договоре, заключаемом с учителем, объема учебной нагрузки сказано и в ст. 55 Закона Об образовании *(1), и в ст. 333 ТК РФ. Это связано с тем, что оплата труда учителей общеобразовательных учреждений производится в соответствии с установленной ставкой (окладом) заработной платы за выполнение ими определенной нормы часов педагогической работы в неделю. Таким образом, учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции учителя. В этой статье рассмотрим порядок установления учебной нагрузки, а также влияние ее увеличения на размер оплаты труда.

Общие положения

Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(2) объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Приказом Минобразования РФ N 1312*(3) (далее - Приказ N 1312) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в разрезе учебных предметов утверждены федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы.

Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.

В федеральном базисном учебном плане предусмотрено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Так, примерным учебным (годовым) планом, утвержденным Приказом N 1312, для начальных классов образовательных учреждений РФ с русским языком обучения для преподавания математики в первых классах отведено 132 ч, во вторых, третьих и четвертых классах по 136 ч.

Органы управления образованием субъектов РФ на основе федерального базисного учебного плана разрабатывают и утверждают базисные учебные планы для образовательных учреждений, находящихся в их подчинении и реализующих программы общего образования. Например, Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга N 1729-р*(4) утвержден примерный учебный план для образовательных учреждений Санкт-Петербурга, согласно которому объем часов преподавания математики в начальных классах общеобразовательных учреждений соответствует объему, установленному примерным федеральным базисным учебным планом.

Общеобразовательные учреждения в зависимости от подчиненности используют при разработке учебных планов и установлении объема учебной нагрузки по предметам либо примерные федеральные базисные учебные планы, либо учебные планы, утвержденные субъектом РФ.

Причем в учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, установленного примерным учебным планом.

При определении объема учебной нагрузки учитываются требования к режиму образовательного процесса. То есть нужно соблюдать максимально допустимую недельную нагрузку учащихся, утвержденную п. 2.9 Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 .

----T--------------------¬

¦ Классы ¦ Максимально допустимая недельная нагрузка (в часах) ¦

¦ +----------T----------+

¦ ¦ при 6-дневной неделе ¦ при 5-дневной неделе ¦

+----+----------+----------+

¦ 1 ¦ - ¦ 20 ¦

+----+----------+----------+

¦ 2-4 ¦ 25 ¦ 22 ¦

+----+----------+----------+

¦ 5 ¦ 31 ¦ 28 ¦

+----+----------+----------+

¦ 6 ¦ 32 ¦ 29 ¦

+----+----------+----------+

¦ 7 ¦ 34 ¦ 31 ¦

+----+----------+----------+

¦ 8-9 ¦ 35 ¦ 32 ¦

+----+----------+----------+

¦ 10-11 ¦ 36 ¦ 33 ¦

L----+----------+----------

Порядок установления и изменения учебной нагрузки

Пунктом 36 Приказа Рособразования N 1600*(5) определено, что оплата труда учителей в общеобразовательных учреждениях устанавливается исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки.

В этих целях в образовательных учреждениях составляются тарификационные списки учителей, преподавателей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность. Они формируются исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в образовательных учреждениях и устанавливают объем учебной нагрузки педагогических работников. В них указывается соответствующая тарифная ставка заработной платы (оклада) учителей за норму часов в неделю.

Нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы определены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений . В соответствии с п. 2 этого постановления норма часов преподавательской работы устанавливается в зависимости от занимаемой должности, профессии, типа образовательного учреждения и колеблется от 18 до 36 ч в неделю. Например, продолжительность рабочего времени 18 ч в неделю установлена учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), 20 ч в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Согласно п. 4.3 Письма Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96*(6) (далее - Письмо N АФ-947/96) тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

Учебная нагрузка учителей на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск в целях определения ее объема на новый учебный год и классов, в которых эта нагрузка будет выполняться.

При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.

Учебная нагрузка учителям, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо в ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения работника в соответствующем отпуске.

Объем учебной нагрузки учителя, установленный при тарификации в начале учебного года, не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя). Его можно уменьшить только в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и программам, сокращением количества классов. По этим же основаниям может быть уменьшен объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год. О предстоящих изменениях работодатель должен поставить учителя в известность не позднее чем за два месяца (п. 2.6 Письма N АФ-947/96).

Согласно п. 2.7 Письма N АФ-947/96 руководители общеобразовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей допускать уменьшения (увеличения) их учебной нагрузки (нормы часов), за которую выплачиваются ставки заработной платы.

Гарантии учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка

В пункте 2.4 Письма N АФ-947/96 предусмотрено, что учителям, которые не обеспечены полной учебной нагрузкой, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

- учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

- учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

- учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной, до конца учебного года выплачивается:

- заработная плата за фактическое количество часов, если оставшаяся нагрузка превышает установленную норму за ставку;

- заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой;

- заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой.

Оплата труда за увеличение учебной нагрузки

Если с согласия учителя на него возложена педагогическая работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, то ему производится дополнительная оплата, соответствующая получаемой ставке заработной платы в одинарном размере, то есть производится почасовая оплата.

Согласно п. 5.1 Письма N АФ-947/96 почасовая оплата труда учителей образовательных учреждений применяется, например, при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам (замещение находящихся в отпуске по уходу за ребенком, на время выполнения преподавательской работы по вакантной должности и так далее).

Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленное по занимаемой должности.

Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по 5-дневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Пример.

Учитель химии общеобразовательной школы провел в марте 10 ч занятий, замещая заболевшего учителя. Ему установлен по тарификации оклад в размере 4 000 руб. Норма рабочего времени - 18 ч в неделю.

Исчисляя оплату труда учителя химии при замещении им отсутствующего работника, следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.

Определим среднемесячное количество рабочих часов при 5-дневной рабочей неделе.

В 2009 году при 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней.

Рассчитаем оплату труда учителя, исходя из часовой ставки и количества рабочих часов:

(4 000 руб. / (18 ч х 249 дн. / 5 дн. - 5 ч) / 12 мес.) х 10 ч = 538,36 руб. (где 5 ч - предпраздничные).

Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.

А Сергеева,

эксперт журнала Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение

Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение , N 5, май 2009 г.

-------------------------

*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 Об образовании .

*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.

*(3) Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования .

*(4) Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2007 N 1729-р О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/2009 учебный год .

*(5) Приказ Рособразования от 17.11.2008 N 1600 Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности .

*(6) Письмо Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году .

Методические рекомендации

по заполнению таблицы «Сведения о заработной плате учителя»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАБЛИЦЫ:

Таблица «Сведения о заработной плате учителя» является ежемесячной заполняемой таблицей уровня образовательного учреждения.

Таблица должна заполняться образовательными учреждениями всех типов и видов, включенных в перечень учреждений в рамках Модернизации региональных систем общего образования (максимальный объем выборки).

Данные из этой таблицы используются для расчета среднемесячной начисленной заработной платы учителя и заработной платы учителя на ставку в рамках мониторинга эффектов реализации Постановления Правительства РФ от 31.05. г. 436 «О порядке предоставления в - годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на модернизацию региональных систем общего образования» (МРСО) и мониторинга реализации НОИ «Наша новая школа» (ННШ).

Педагогические работники - это штатные работники учреждения, которые занимают следующие должности: учитель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), педагог-психолог, воспитатель (включая старшего), тьютор, старший вожатый, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, концертмейстер, инструктор по физической культуре, методист (включая старшего), инструктор-методист (включая старшего), инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, мастер производственного обучения, педагог-библиотекарь, преподаватель, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель (включая старшего) (основание- приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» с изменениями на основании приказа от 31.05. 448н).

В мониторинге педагогические работники разделяются на собственно учителей (учителя 1-4 классов, русского языка и литературы, нерусского языка и литературы, истории, права, обществознания, экономики, математики, информатики, физики, химии, географии, биологии, английского языка, немецкого языка, французского языка, других иностранных языков, музыки и пения, изобразительного искусства, черчения, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, трудового обучения и прочих предметов) и прочих педагогических работников.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Численность учителей в отчетном месяце (teacher)

Единица измерения: чел.

Методика заполнения: В данном показателе указывается численность учителей (по первой должности), которым в отчетном месяце была начислена заработная плата. Внешние совместители не учитываются.

При использовании инструмента «Калькулятор» (кнопка расположена в верхнем левом углу над названием таблицы) численность учителей будет рассчитана автоматически по числу заполненных строк в калькуляторе (см. Инструкция по использованию инструмента «Калькулятор»).

Автоматизированная проверка: целое число,

значение показателя teacher должно быть меньше или равно показателя all_teacher из таблицы «Базовая: Сведения об общеобразовательном учреждении (контингент)». Если teacher = 0, то заполнение остальных ячеек не требуется

Фонд оплаты труда учителей в отчетном месяце (без) (fot)

Единица измерения: тыс. руб.

Методика заполнения: В фонд оплаты труда учителей (далее - ФОТ учителей) включаются начисленные учителям суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер (без ЕСН, включая 13% налог). Выплаты за классное руководство включаются в ФОТ учителей . Размер начисленных оплат труда можно взять из расчетной ведомости (форма Т-51 или Т-49). В оплате труда учителя учитываются суммы начисленные за выполнение работ по внутреннему совместительству.

ВНИМАНИЕ: суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

При использовании инструмента «Калькулятор» ФОТ учителей будет рассчитан автоматически при условии внесения полных данных о начисленной зарплате всех учителей (см. Инструкция по использованию инструмента «Калькулятор»).

Автоматизированная проверка:

· числовая ячейка, три знака после запятой

· fot / teacher < 100000

Максимальная начисленная заработная плата учителя в отчетном месяце (real)

Единица измерения: руб.

Методика заполнения: Выберите максимальное значение начисленной заработной платы учителя из всех начисленных и внесите это значение в соответствующее поле таблицы.

При использовании инструмента «Калькулятор» максимальная начисленная заработная плата учителей выбирается и вносится автоматически (см. Инструкция по использованию инструмента «Калькулятор»).

Автоматизированная проверка: · числовая ячейка, два знака после запятой, real < 500000

Минимальная заработная плата учителя на ставку в отчетном месяце (min)

Единица измерения: руб.

Методика заполнения: Чтобы рассчитать заработную плату учителя на ставку, разделите начисленную заработную плату за отчетный месяц на количество ставок, которые занимает учитель, в том числе на основании внутреннего совместительства. Из полученных таким образом приведенных значений заработной платы учителя на 1 ставку нужно выбрать минимальное значение и занести его в таблицу. Если в образовательном учреждении работает единственный учитель, минимальная заработная плата на ставку должна быть равна максимальной заработной плате на ставку.

Если один или несколько учителей учреждения по причине болезни (или иным причинам) не отработали положенную нагрузку в полном объеме, то в этом случае минимальная заработная плата на ставку рассчитывается только для тех учителей, которые отработали положенную им нагрузку в полном объеме (или при несущественном количестве замен). В особых случаях (например, в малокомплектной школе), когда нельзя никого из учителей исключить при отборе, для расчета величины заработной платы учителя на ставку, нужно начисленную заработную плату разделить на реально отработанную нагрузку.

При использовании инструмента «Калькулятор» (кнопка расположена в верхнем левом углу над названием таблицы) минимальная заработная плата учителя на ставку будет выбрана и внесена в таблицу автоматически (см. Инструкция по использованию инструмента «Калькулятор»).

Автоматизированная проверка: числовая ячейка, два знака после запятой, · min ≥ 5205 руб. (МРОТ - минимальный размер оплаты труда с 1 января г.)

Максимальная заработная плата учителя на ставку в отчетном месяце (max)

Единица измерения: руб.

Методика заполнения: Чтобы рассчитать заработную плату учителя на ставку, разделите начисленную заработную плату за отчетный месяц на количество ставок, которые занимает учитель в том числе на основании внутреннего совместительства. Из полученных таким образом приведенных значений заработной платы учителя на 1 ставку нужно выбрать максимальное значение и занести его в таблицу. Если один или несколько учителей учреждения по причине болезни (или иным причинам) не отработали положенную нагрузку в полном объеме, то этом случае максимальная заработная плата на ставку рассчитывается только для тех учителей, которые отработали положенную им нагрузку в полном объеме (или при несущественном количестве замен). В особых случаях (например, в малокомплектной школе), когда нельзя никого из учителей исключить при отборе, для расчета величины заработной платы учителя на ставку, нужно начисленную заработную плату разделить на реально отработанную нагрузку.

При использовании инструмента «Калькулятор» (кнопка расположена в верхнем левом углу над названием таблицы) максимальная заработная плата учителя на ставку будет выбрана и внесена в таблицу автоматически (см. Инструкция по использованию инструмента «Калькулятор»).

Автоматизированная проверка: числовая ячейка, два знака после запятой

ВНИМАНИЕ: Если в образовательном учреждении работает единственный учитель, то значения минимальной и максимальной заработной платы на ставку должны быть одинаковыми.

Нагрузка учителей учреждения в отчетном месяце (rate)

Единица измерения: ст.

Методика заполнения: Укажите общее количество ставок, которые занимают штатные учителя (по основной должности), с учетом нагрузки по внутреннему совместительству. Так, если учитель, имеет 0,75 ставки как учитель и 0,5 ставки как педагог-психолог, то полная нагрузка учителя составляет 0,75 + 0,5 = 1,25 ст. Сумма ставок, занимаемых всеми учителями, даст значение показателя «Нагрузка учителей учреждения».

При использовании инструмента «Калькулятор» (кнопка расположена в верхнем левом углу над названием таблицы) нагрузка учителей будет рассчитана автоматически (см. Инструкция по использованию инструмента «Калькулятор»).

Автоматизированная проверка: числовая ячейка, целое число

Объем стимулирующих выплат учителям в отчетном месяце (stim)

Единица измерения: руб.

Методика заполнения: Укажите объем стимулирующих выплат штатным учителям в отчетном месяце. К ним относятся поощрения за качество и результативность работы, выплаты за стаж непрерывной работы в учреждениях образования и выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. Конкретные виды стимулирующих выплат образовательное учреждение определяет самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. С 1 января года на стимулирующие выплаты должно направляться не менее 30% фонда оплаты труда.

Автоматизированная проверка: числовая ячейка, три знака после запятой. stim < fot * 1000

Общее количество часов по тарификации (hour)

Единица измерения: ч.

Методика заполнения: Укажите общее количество часов в строгом соответствии с тарификацией.

ВНИМАНИЕ: Несмотря на то, что часы по тарификации указывают на объем нагрузки в неделю, не следует умножать их на 4, чтобы получить объем нагрузки в месяц - данное действие будет расценено как ошибка при заполнении.

Автоматизированная проверка: · числовая ячейка, целое число 0 ≤ (hour - aup - out) / teacher ≤ 40

Количество часов по тарификации, которые ведут внешние совместители (out)

Единица измерения: ч.

Методика заполнения: Выделите из тарификации количество часов, которые ведут внешние совместители.

ВНИМАНИЕ: Несмотря на то, что часы по тарификации указывают на объем нагрузки в неделю, не следует умножать их на 4, чтобы получить объем нагрузки в месяц - данное действие расценивается как ошибка при заполнении.

Автоматизированная проверка: · числовая ячейка, целое число

Количество часов по тарификации, которые ведут представители административно-управленческого персонала (АУП) и прочие педагогические работники (aup)

Единица измерения: ч.

Методика заполнения: Выделите из тарификации количество часов, которые ведут представители АУП и прочие педагогические работники (внутренние совместители).

ВНИМАНИЕ: Несмотря на то, что часы по тарификации указывают на объем нагрузки в неделю, не следует умножать их на 4, чтобы получить объем нагрузки в месяц - данное действие расценивается как ошибка при заполнении.

Автоматизированная проверка: числовая ячейка, целое число.

Методические рекомендации по заполнению отчета в летний период

При заполнении данных о фонде оплаты труда учителей и других работников ОУ за летние месяцы необходимо руководствоваться следующим порядком:

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд оплаты труда учителей отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце.

Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда следующего месяца.

Пример . Учитель Петрова А.Н. Средний дневной заработок Петровой А.Н. за последние 12 календарных месяцев составил 500 руб. Количество дней отпуска - 56 дней.

Издан приказ на предоставление отпуска учителю Петровой А.Н. с 24 июня года.

Расчет:

1) Июнь - 6 дней отпуска (с 24 по 30 июня включительно)

500 х 6 = 3000 руб.

Таким образом, в фонд оплаты труда за июнь года включается сумма начисленная учителю Петровой А.Н. за дни отпуска в размере 3000 руб. плюс сумма начисленной заработной платы за период с 1 по 23 июня года.

2) Июль - 31 дней отпуска (с 1 по 31 июля включительно)

500 х 31 = 15500 руб.

За июль года в фонд оплаты труда включается сумма начисленная учителю Петровой А.Н.за 31 день отпуска в размере 15500 руб.

3) Август - 19 оставшихся дней отпуска (с 1 по 19 августа включительно)

500 х 19 = 9500 руб.

Показатели, характеризующие нагрузку учителей и количество часов по тарификации заполнять по состоянию на май года.

Основания для сокращения учебной нагрузки

На основании чего директор школы может сократить половину учебной нагрузки на следующий год? Правомерно ли, что работник сразу работает на двух должностях в одной школе (без совместительства)?

Перечень освещаемых вопросов

Вопрос 1.

На основании чего директор школы может сократить половину учебной нагрузки на следующий год?

Вопрос 2.

Правомерно ли, что работник сразу работает на двух должностях в одной школе (без совместительства)?

Ответ на вопрос 1:

Основные положения, определяющие порядок распределения учебной нагрузки учителей и случаи, когда учебная нагрузка может быть уменьшена по инициативе работодателя без согласия с учителя, предусмотрены пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении.

Согласно этому документу, объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Источники:
www.uroki.net, 123-job.ru, www.kpmo.ru

Следующие:


20 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Ситуации в

  • Объяснительная форма образец Объяснительная записка. Образец объяснительной запискиОбъяснительная записка, отсутствия ученика в школе на уроках, невыполнения задания, прогула, это один из видов

  • Акт приемки оборудования в монтаж образец заполнения АКТ ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ В МОНТАЖ. ФОРМА no. 12¦ Код ¦Склад¦ ¦¦операции¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦Акт составлен ________________________________________________(место составления

  • Образец объяснения в трудовую инспекцию Объяснительная запискаСодержаниеОбъяснительная записка - это один из видов служебной записки, который содержит объяснения причины какого-то события, поступка, факта: причины

  • Производственная травма объяснительная образец Как писать объяснительную по производственной травме? хотелось бы увидеть образецСходите в трудовую инспекцию, они с "радостью" Вам помогут.При производственной

  • Рекомендательное письмо психолога образец Рекомендательное письмо психологу образецМожешь представить, рекомендательное письмо психологу образец, какое письмо производили эти слова на мое пылкое письмо, -

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,