коррекция зрения
Главная » Прием в штат

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов


Квотирование и резервирование рабочих мест

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов Памятка работодателю по соблюдению установленной квоты и трудоустройству на зарезервированные рабочие места

    Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Закон Республики Татарстан от 24 июля 2006 г. N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" Скачать ;

Закон Республики Татарстан от 9 июня г. № 43-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «"О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" Скачать ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.11. № 1314н «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009№ 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила»);

Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда";

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11. № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико­социальной экспертизы, и порядке их составления»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико­социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.12. г. № 954 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 № 170 «Об утверждении «Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан»

Приложение №1 Скачать

Приложение № 3 Скачать

Приложение № 4 Скачать

Приложение № 5 Скачать

    Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Квота - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

Законодательством Республики Татарстан работодателям устанавливается квота в следующих размерах:

- если численность работников превышает 100 человек, то квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников;

- если численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, то устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) Скачать.

Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико­-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-­правовых форм и форм собственности.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

    Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

Резервирование – установление работодателям определенного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите в процентах от среднесписочной численности работников. Резервирование производится на предприятиях всех форм собственности и независимо от организационно-правовой форм (исключение: органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, предприятия перед ликвидацией) с численность свыше 30 человек. Количество резервируемы рабочих мест устанавливается решением Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в размере не более 5 процентов от среднесписочной численности работников с учетом установленной квоты для инвалидов.

К категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, относятся граждане, не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающие трудности в поиске работы, а именно:

- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

- лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);

- беженцы и вынужденные переселенцы;

- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

- граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

- граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;

- женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации либо прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие перерыв в работе в связи с рождением ребенка и ухода за ним;

- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При резервировании можно использовать постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда", а также запрашивать в центре занятости населения информацию о потребности в трудоустройстве инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Работодатели могут трудоустраивать граждан из вышеперечисленных категорий на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости. При трудоустройстве с помощью службы занятости работодатели подают сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 №513.

Отчет о трудоустройстве на зарезервированные рабочие места. Скачать .

Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) Скачать .

    Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты :

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ.

Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11. № 1314н, на основании утвержденного прокуратурой плана проверок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае непредставления или несвоевременного представления работодателем сведений о квотировании, резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на год. Скачать

Новости

От всей души поздравляю Вас с Юбилеем Великой Победы!

В этот праздничный день примите самые искренние пожелания здоровья и благополучия, мира и добра!

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов Вчера в Администрации города Муравленко состоялась встреча официальных лиц с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по вопросам организации летнего отдыха, оздоровления и трудовой занятости несовершеннолетних граждан. Участие во встрече с представителями средств массовой информации принимала директор центра занятости населения Раиса Мурашко.

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов В Центре занятости населения города Губкинского прошла мини-ярмарка по профессии «Делопроизводитель». Данное мероприятие проведено с целью оптимизации процесса поиска работников для работодателя и работы для граждан, ищущих работу.

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов На базе Салехардского центра занятости состоялось заседание комиссии по рассмотрению бизнес-планов, подготовленных безработными гражданами. Бизнес-планы были представлены по следующим сферам деятельности: услуги такси, производство отделочных материалов из искусственного камня.

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов 14 мая в ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск прошла рабочая встреча с индивидуальным предпринимателем, который планирует в текущем году привлечь иностранных работников. В ходе встречи специалисты службы занятости проверили правильность заполнения заявки об увеличении размера потребности в привлечении иностранных работников, напомнили работодателю о том, что российские граждане должны пользоваться приоритетным правом при трудоустройстве на вакантные рабочие места, планируемые для замещения иностранными работниками.

Положение о приказе о приеме на работу инвалидов Традиционно, накануне летнего трудоустройства подростков в образовательных учреждениях города Муравленко проходят родительские собрания. Специалисты центра занятости населения приняли участие в общегородском собрании, которое было организовано для родителей, чьи дети будут работать в трудовых бригадах первой трудовой смены.

Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Основные нормативные правовые акты, регулирующие подведомственную область контроля

1) Федеральный закон от 24.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

2) абзацы 1-2 подпункта 6 пункта 1 статьи 7.1-1. абзац 7 пункта 1 статьи 25, абзац 3 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

3) статьи 1; 1.1.; абзацы 2 и 5 статьи 2; статья 3; статьи 4; 5, Закона Хабаровского края от 28.04.1999 № 119 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае";

4) пункт 2.1. раздела 2; абзац 3 подпункта 3.1.1. пункта 3.1. раздела 3 постановления Правительства Хабаровского края от 25.05. № 147 - пр. "Об утверждении Положения о комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края".

Административные регламенты (инструкции) проведения проверок в подведомственных областях контроля

Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября г. № 1314н.

Перечень типичных нарушений и способов их предупреждения

Не представление в установленные сроки в центры занятости населения края информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

В отдельных случаях работодатели не в полном объеме выполняют требования по квотированию рабочих мест для инвалидов.

Предупреждение данных нарушений осуществляется путем проведения плановых проверок, привлечения должностных лиц к административной ответственности за допущенные нарушения, а также информирования работодателей через средства массовой информации о необходимости предоставления информации в установленной сфере деятельности.

Методические рекомендации для субъектов предпринимательства по предупреждению возникновения нарушений в подведомственной области контроля

Ежемесячно, в соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 25, абзац 3 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" представлять в центр занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

По вопросам, возникающим в практической деятельности предпринимателей в части предоставления информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов необходимо обращаться к специалистам центров занятости населения. Перечень центров занятости населения края их размещение и номера телефонов расположены на сайте комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края www.uprzan.khv.ru

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления субъектами предпринимательства органам контроля, при проведении плановых проверок

1) Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

2) Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) Документы, подтверждающие полномочия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя (устав, положение, приказ (распоряжение) о назначении или исполнении обязанностей, доверенность, документ удостоверяющий личность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя);

4) Штатное расписание с указанием должностей для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты;

5) Приказы о трудоустройстве инвалидов на рабочие места в пределах установленной квоты;

6) Документ, подтверждающий наличие инвалидности у лица трудоустроенного в пределах установленной квоты, а также индивидуальные программы реабилитации инвалидов;

7) Информацию, представленную в краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения г. Хабаровска" о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Контактная информация (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт)

Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края: (пер. Станционный, 21, г. Хабаровск, 680021) код: 4212, факс: 56-78-78, 73-87-59, Е-mail:dfgszn@sz.khv.ru

Поделитесь с друзьями ссылкой

Испытание при приеме на работу

Испытательный срок - самый сложный этап во взаимоотношениях работодателя и работников. Принимая сотрудника на работу, руководитель, можно сказать, берет кота в мешке. Даже опытный кадровик не в состоянии сразу определить, насколько подходит для организации тот или иной кандидат. Для проверки профессиональных качеств работника и предусмотрен испытательный срок.

В ТК РФ, как ранее было и в КЗоТ, включено положение о возможности установления испытания работника при приеме на работу. Общие подходы в регулировании этого аспекта трудовых отношений остались прежними (см. ст. 70-71 ТК РФ и ст. 21-23 КЗоТ). Уточнен и несколько расширен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты испытаниям.

Согласно ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.

Как и ранее, целью установления испытания при заключении трудового договора является проверка соответствия работника поручаемой работе, т.е. его способность выполнять соответствующую трудовую функцию.

Норма, установленная в ч. 1 ст. 70 ТК РФ, является диспозитивной, то есть она допускает, что стороны трудового договора вправе самостоятельно решить, включать ли в соответствующий трудовой договор условие об испытании. При этом необходимо иметь в виду, что условие об испытании может быть включено в трудовой договор только в результате соглашения сторон. Поэтому, например, если работодатель настаивает на включении в трудовой договор указанного условия, а работник возражает против этого, то соответствующее условие не может быть установлено в трудовом договоре. Статья 70 ТК РФ устанавливает круг лиц, которым работодатель вообще не вправе предлагать испытательный срок при приеме на работу.

Таким образом, формулировка ч. 1 ст. 70 ТК РФ не допускает возможности ее расширительного толкования. Условие об испытании может быть включено в трудовой договор только:

а) при заключении трудового договора;

б) в результате соглашения сторон;

в) в целях проверки соответствия работника поручаемой работе.

Такое толкование, в частности, не предполагает возможности установления другими нормативными правовыми актами иных правил, кроме случаев, когда эти акты предусматривают особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Напомним, что под особенностями регулирования труда ТК РФ понимает нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст.ст. 251, 252 ТК РФ).

Статья 57 Кодекса, регламентирующая содержание трудового договора. относит условие об испытании к числу дополнительных условий такого договора, не являющихся для него обязательными (существенными). Наличие или отсутствие в трудовом договоре условия об испытании не влияет на возможность заключения трудового договора. Как уже отмечалось, если условие об испытании не включено в содержание трудового договора, то это свидетельствует о том, что, во-первых, работник принят на работу без испытания, а во-вторых, ему не может быть установлено испытание впоследствии.

Условие об испытании должно быть отражено в приказе (распоряжении) о приеме на работу. Хотя ч. 2 ст. 70 (в отличие от ранее действовавшей ст. 21 КЗоТ) прямо не указывает на необходимость совершения этого действия. Установлено лишь, что условие об испытании должно предусматриваться в трудовом договоре, если его стороны пришли к соглашению об испытании. Однако ч. 1 ст. 68 ТК РФ закрепляет правило, согласно которому содержание приказа о приеме на работу должно соответствовать условиям трудового договора. Следовательно, и условие об испытании также должно быть отражено в приказе.

В период испытания на работника распространяются положения ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения. Таким образом, правовое положение работника, принятого на работу с испытанием, в период срока испытания не отличается от правового положения других работников, работающих у данного работодателя. Часть 3 ст. 70 ТК РФ гарантирует, что в период испытания на работника распространяется действие норм, содержащихся в указанных в ней правовых актах, а также коллективном договоре, соглашениях, т.е. всех тех норм, которые определяют статус других работников.

Особенности правового положения работника в период испытания предусмотрены ч. 1 и 4 ст. 71 ТК РФ и связаны только с особым порядком расторжения трудового договора .

В период испытания работник несет обязанности. предусмотренные заключенным трудовым договором и трудовым законодательством. Он вправе на общих основаниях требовать от работодателя предоставления ему работы по обусловленной трудовой функции, обеспечения условий труда, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в соответствии с трудовым договором.

Часть 4 ст. 70 ТК РФ содержит перечень лиц, при заключении договора с которыми не может быть предусмотрено условие об испытании. Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

- лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;

- беременных женщин;

- лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

- лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;

- лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу;

- лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

- в иных случаях, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором.

По сравнению с ч. 3 ст. 21 КЗоТ, также запрещавшей устанавливать испытание при приеме на работу некоторых категорий работников, данная норма Кодекса содержит новеллы. Теперь указанный перечень не включает инвалидов Отечественной войны, направленных на работу в счет брони, поскольку актуальность данной нормы с течением времени исчерпана. В то же время к лицам, при приеме на работу которых не может устанавливаться испытание, теперь отнесены также беременные женщины и лица, избранные (выбранные) на выборную должность на оплачиваемую работу.

Перечень лиц, которым не может устанавливаться испытание при приеме на работу является "открытым". Это означает, что иные случаи, когда возможно введение запрета на установление испытания при заключении трудового договора, могут быть предусмотрены Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 207 ТК РФ испытание при приеме на работу не может быть установлено лицам: успешно завершившим ученичество, в случаях заключения ими трудовых договоров с работодателем, по ученическому договору с которым они проходили обучение; поступающим на работу на срок до двух месяцев (ст. 289 ТК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 70 ТК РФ срок испытания не может превышать трех месяцев (положение соответствует ст. 22 КЗоТ). Стороны своим соглашением вправе предусмотреть и меньший срок испытания, если иное не установлено федеральными законами, определяющими особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Однако они не вправе предусмотреть более продолжительный срок испытания по сравнению с установленными ТК РФ максимальными сроками. Срок испытания, предусмотренный трудовыми договором, впоследствии не может быть продлен соглашением сторон.

Увеличение срока испытания в порядке исключения предусмотрено для отдельных категорий работников. Часть 5 ст. 70 Кодекса допускает увеличение срока испытания до шести месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций, если иное не установлено федеральным законом.

Правило о возможности установления шестимесячного срока испытания, в свою очередь, имеет общее значение при регулировании труда указанных категорий работников, поскольку из этого правила возможны исключения, установленные федеральными законами. При этом перечень лиц, которым может быть установлен более длительный срок испытания, исчерпывающим образом указан в ч. 5 ст. 70 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, по общему правилу, данный максимальный срок испытания может быть предусмотрен только трудовыми договорами с руководителями организаций. их заместителями, главными бухгалтерами и их заместителями, руководителями обособленных структурных подразделений организаций.

Специальными нормами, устанавливающими особенности регулирования труда отдельных категорий работников, могут определяться и иные, по сравнению с указанными в рассматриваемой статье, сроки испытания, а также иные лица, при заключении трудовых договоров с которыми допускается устанавливать испытание. Так, для сезонных работников максимальный срок испытания составляет две недели (см. ч. 2 ст. 294 Кодекса).

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе (ч. 6 ст. 70 ТК РФ). Часть 6 ст. 70 Кодекса сохраняет известное ранее положение о том, что в срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности (ч. 2 ст. 22 КЗоТ), но при этом содержит и новеллу. Новым является то, что теперь в срок испытания не засчитываются также другие периоды, когда работник фактически отсутствовал на работе. Поэтому по новым правилам для исключения соответствующего периода из срока испытания не имеет значения причина отсутствия работника на работе (кроме случая его отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью).

Ближе к концу испытательного срока нужно определиться с дальнейшей судьбой работника. Статья 71 ТК РФ устанавливает правила о результате испытания при приеме на работу.

Так, при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в судебном порядке.

По сравнению с ранее действующими правилами, ст. 71 ТК РФ предусмотрен упрощенный порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 71) и по инициативе работника (ч. 4 ст. 71) в период испытания.

Если работодатель в период испытания придет к выводу, что работник не соответствует критериям, на основе которых оценивается результат испытания (т.е. при неудовлетворительном результате испытания), то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с таким работником в порядке, установленном ч. 1 ст. 71 Кодекса. Причем необходимо четко изложить причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание. Поскольку в таких случаях возможно возникновение трудового спора, работодателю целесообразно обосновать свою позицию. Например, к предупреждению можно приложить копии актов, подтверждающих нарушение работником тех или иных требований работодателя, несоблюдение которых рассматривается в качестве оснований для признания работника не выдержавшим испытания.

Расторжение трудового договора по данному основанию осуществляется без учета мнения профсоюза и без выплаты выходного пособия (ч. 2 ст. 71 ТК РФ). Поскольку правила ч. 2 ст. 71 ТК РФ установлены в императивной норме, они не могут быть изменены условиями коллективного или трудового договора.

В случае, установленном ч. 1 ст. 71 ТК РФ, расторжение трудового договора должно происходить до истечения срока испытания.

Работник имеет право обжаловать решение работодателя непосредственно в суд общей юрисдикции, минуя КТС. Если трудовой спор не связан с требованием о восстановлении на работе, то заявление подается соответствующему мировому судье. Подсудность спора, связанного с требованием о восстановлении на работе, определяется по правилам ст. 114 ГПК РФ.

Чтобы аргументировать свои требования в суде, работник вправе получить от работодателя документы, связанные с работой, в порядке, предусмотренном ст. 62 ТК РФ.

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

При прекращении трудового договора работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку и по письменному заявлению работника копии документов, связанных с работой.

В случае, если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях. Таким образом, расторжение трудового договора с работником по основаниям, предусмотренным ч. 1, 4 ст. 70 ТК РФ, возможно лишь до истечения срока испытания. После истечения срока испытания расторжение трудового договора с работником происходит только по общим основаниям, определяемым в соответствии со ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Если срок испытания истек, то работник продолжает работу в соответствии с заключенным трудовым договором и изданным на основании трудового договора приказом (распоряжением) о приеме на работу. Дополнительного оформления приема на работу после успешного прохождения испытания не требуется.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня. Из сказанного следует, что в период испытания не только работодатель проверяет соответствие работника поручаемой ему работе (ст. 70 ТК РФ), но и работник выясняет, является ли для него подходящей предложенная ему работа.

Правила, установленные в ч. 4 ст. 71 ТК РФ, являются новыми и направлены на расширение прав работников в сфере свободного распоряжения способностями к труду. Согласно ч. 3 ст. 71, если срок испытания истек, то расторжение трудового договора по инициативе работника производится по правилам ст. 80 ТК РФ.

Часть 4 ст. 71 ТК РФ, предусмотрен сокращенный (трехдневный) срок для предупреждения работодателя о предстоящем расторжении трудового договора по инициативе работника. В других случаях, когда работник собирается расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, он обязан предупредить об этом работодателя, по общему правилу, за две недели до дня предполагаемого увольнения (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).

Следует помнить, что юридическое значение имеет только предупреждение, составленное в письменной форме. Согласно сложившейся практике, указанное предупреждение оформляется как заявление, содержащее требование работника о расторжении трудового договора (об увольнении) в день, указанный в заявлении. Целесообразно, чтобы такое заявление работники составляли в двух экземплярах: один передается в кадровую службу работодателя, а другой, с отметкой кадровой службы о дате приема заявления, остается у работника. В случае возникновения трудового спора указанное заявление может иметь доказательственное значение.

Порой процедура установления испытательного срока из-за неправильного толкования норм закона приводит к конфликтным ситуациям. Обратимся к наиболее типичными ошибками, способным создать конфликтную ситуацию в отношениях с работника и работодателя.

Во-первых, работодатель с целью проверки профессиональных качеств работника предлагает соискателю заключить срочный трудовой договор, вместо того, чтобы установить срок испытания. Работодатель исходит из того, если сотрудник не понравится, с ним можно расстаться без особых усилий. Ведь по истечении срока договора испытуемый перестанет иметь какое-либо отношение к организации.

Следует напомнить, что срочный трудовой договор может быть заключен лишь в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.ст. 58, 59 ТК РФ). Таким образом, не следует подменять испытательный срок срочным трудовым договором .

Во-вторых, при оформлении на работу в текст трудового договора не вносится положение об испытательном сроке. Оно всплывает лишь позднее, при издании соответствующего приказа, что совершенно недопустимо. Любой правовой инспектор, сличив экземпляр трудового договора с текстом приказа, сочтет это грубым нарушением трудового законодательства. Суд (в случае возникновения трудового спора) посчитает условие об испытании недействительным. Ведь в законодательстве прямо сказано, что при установлении испытательного срока необходимо желание обеих сторон - как работодателя, так и работника. А документом, отражающим обоюдное волеизъявление, является именно трудовой договор, а не приказ.

В-третьих, часто на период испытательного срока работнику существенно занижается заработная плата, и это условие прямо оговаривается в трудовом договоре.

При этом работодателю следует помнить, что на период испытательного срока на работника распространяются все положения федеральных законов, иных нормативных правовых актов, локальных актов, а также коллективных соглашений и договоров при условии, что в них содержатся нормы трудового права. Между тем такая практика прямо противоречит ст. 135 ТК РФ, в которой закреплено, что условия оплаты труда. определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с действующим законодательством. В законе не сказано, что на период испытательного срока оплата труда работника имеет какую-либо специфику.

В-четвертых, несоблюдение срока и формы предупреждения работника о предстоящем увольнении. Как мы уже отмечали выше, работодатель вправе определить и принять решение о несоответствии работника порученной ему трудовой функции только в период срока, установленного для испытания. Признав результаты испытания неудовлетворительными, он должен действовать строго в рамках ч. 1 ст. 71 ТК РФ, то есть за три дня до окончания испытания предупредить сотрудника о своем намерении расторгнуть с ним трудовой договор. Причем такое предупреждение нужно оформить в письменном виде. Несоблюдение установленного порядка может иметь для работодателя негативные последствия: "Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора с ним допускается только на общих основаниях" (ст. 71 ТК РФ). Другими словами, если вы не хотите, чтобы после испытательного срока сотрудник оставался в вашей организации, соблюдайте процедуру предупреждения об увольнении.

Также следует помнить о том, что работодателю в случае возникновения спора по вопросу законности увольнения необходимо будет подтвердить правомерность своих действий, доказать законность увольнения на основании ст. 71 ТК РФ.

К числу таких доказательств можно отнести следующие документы, подтверждающие правомерный характер действия работодателя при увольнении работника по ст. 71 ТК РФ: акт о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения, акт о совершении дисциплинарного проступка, акт об отсутствии на рабочем месте, выписка из журнала учета рабочего времени. отражающая количество часов, пропущенных работником по неуважительной причине, объяснительная записка работника относительно причин совершенного им дисциплинарного проступка, копия приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, документ, подтверждающий несоответствие качества работы испытуемого принятым в организации нормам выработки и нормативам времени, объяснительная записка работника о причинах некачественного выполнения служебного задания, письменные жалобы клиентов (в том случае, если работа напрямую связана с обслуживанием клиентской базы).

Источники:
www.almattrud.ru, www.zanyanao.ru, msb.khabkrai.ru, www.zarabotu.ru

Следующие:


21 мая 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Ситуации в

  • Образец приказа о переводе работника с временной работы на постоянную Как оформить перевод с временной на постоянную работу МЙЦХОКНА.РУ / thread / Образец приказа о переводе на постоянную работу

  • Образец декларации на несовершеннолетнего ребенка Декларация на мужа и несовершеннолетних детей по имущественному вычету. (#3903)Здравствуйте!Заполняю декларацию на мужа и несовершеннолетних детей по имущественному вычету.

  • Образец приказа о проведении субботника Об организации и проведении 24 апреля 1999 года субботника по санитарной очистке и благоустройству, а также капитальной уборке помещений

  • Объяснительная записка по болезни образец Образец объяснительной записки в школу по болезниНо пребывание в большом коллективе увеличивает опасность различных заболеваний, кроме того, часто возникают

  • Как писать объяснительную директору школы образец Объяснительная записка в школуЖизнь ребёнка школьного возраста полна всевозможными событиями. Учебная нагрузка, необходимость соблюдать определённые обязанности и дисциплину разнообразие

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,