коррекция зрения
Главная » Юрист по трудовому праву

Образец антикоррупционного трудового договора


образец антикоррупционного трудового договора

КЦСОН по Болотнинскому району

Согласовано

Председатель органа общественной самодеятельности МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

1. ИНФОРМАЦИЯ О ДОКУМЕНТЕ 1.1.Общие сведения о документе

Тип документа: Политика

Аннотация: Определяет ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области норм применимого антикоррупционного законодательства.

Минимальная периодичность пересмотра: 6 месяцев Максимальная периодичность пересмотра: По мере необходимости Ограничения доступа: Без ограничений

1.2. Назначение документа

Настоящая Антикоррупционная политика МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области (далее - Политика) разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, внутренними документами учреждения

Политика определяет ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применяемого антикоррупционного законодательства МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области, сотрудниками и иными лицами, действующими от имени МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

Политика отражает приверженность МБУ КЦСОН Болотнинского района и его руководства высоким этическим стандартам ведения открытого и честного бизнеса для совершенствования корпоративной культуры, следования лучшим практикам корпоративного управления и поддержания деловой репутации МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области на должном уровне.

МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области ставит перед собой цели:

  • Минимизировать риск вовлеченияМБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области и егоработников независимо от занимаемой должности (далее - Сотрудники) в коррупционную деятельность.
  • Сформировать у контрагентов, Сотрудников и иных лиц единообразное пониманиеполитики МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях.
  • Создать нормативную базу для регламентации деятельностиМБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области в области противодействия вовлечению в коррупционную деятельность.
  • Установить обязанность Сотрудников предприятия знать и соблюдать принципы и

    требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного

    законодательства, а также адекватные процедуры по предотвращению коррупции.

  • 1.3. Область применения

    Все Сотрудники МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области должны руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.

    Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов и представителей предприятия, а также на иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из закона.

    1.4.Вводимые определения терминов, сокращений и ролей

    Перечень терминов:

    Адекватные процедуры - Эффективные и осуществимые процедуры по предотвращению коррупционных действий, соразмерные рискам коррупции, с которыми сталкивается предприятие и направленные на минимизацию таких рисков в предприятии.

    Антикоррупционная оговорка - Оговорка в договоре, которая содержит согласие контрагентов предприятия соблюдать требования антикоррупционного законодательства.

    Директор - Единоличный исполнительный орган управления предприятия, действующий на основании Устава.

    Государственное лицо-

  • органы государственной власти и местного самоуправления (включая государственные министерства, ведомства, агентства)
  • организации, более 50% акций (долей) которых принадлежит органам

    государственной (муниципальной) власти, либо государственным (муниципальным)

    служащим, а также сотрудники таких организаций
  • воинские части
  • государственные и муниципальные служащие, военнослужащие
  • кандидаты на выборные должности государственной и муниципальной службы
  • политические партии и их члены
  • международные общественные организации и члены их органов управления
  • лица, которым государством переданы полномочия по выполнению каких-либопроцедур (функций), необходимых в соответствии с применимыми правовыми нормами
  • супруги и близкие родственники указанных выше физических лиц
  • любые лица, действующие в интересах или по поручению указанных выше лиц.
  • Контролер - Работник предприятия, назначенный директором предприятия в целях обеспечения соблюдения требований настоящей Политики и применимого антикоррупционного законодательства.

    Контролером предприятия не может являться руководитель или сотрудник структурного подразделения предприятия, отвечающего за одно или несколько направлений бизнеса предприятия, включая, но не ограничиваясь: продажи, закупки, арендные отношения, найм и подбор персонала. По вопросам, связанным с соблюдением настоящей Политики и применимого антикоррупционного законодательства, контролер подотчетен напрямую директору предприятия.

    Контрагент - Любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым предприятие вступает в договорные отношения, в том числе по трудовым договорам и соглашениям, а также иные лица, с которыми возникают правоотношения, вытекающие из гражданско-правовых, административных и иных отношений.

    Коррупционные действия - Под коррупционным действием понимается дача или получение взятки, посредничество в даче или получении взятки, злоупотребление служебным положением или полномочиями, коммерческий подкуп, платеж для упрощения формальностей, незаконное использование лицом должностного положения для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг, каких-либо прав

    для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды или прав этому лицу другими лицами, в том числе, совершение указанных деяний от имени или в интересах предприятия.

    Сотрудник - Работники предприятия, выполняющие свои функциональные обязанности на основании заключенных с ними трудовых договоров.

    Фрод - Намеренные действия одного или более лиц среди руководства, управляющего персонала, сотрудников, или третьих сторон, предусматривающие использовании обмана для получения неоправданной или незаконной выгоды.

    Описание роли:

    Контролер - Сотрудник предприятия, осуществляющий мониторинг функционирования адекватных процедур, направленных на минимизацию рисков коррупции, ответственный за организацию плановых и внеплановых проверок соблюдения предприятием настоящей политики.

    Ответственный за мониторинг антикорупционного законодательства

    - Сотрудник предприятия, на которого распорядительным документом возложены

    функции мониторинга антикоррупционного законодательства.

    Ответственный за периодическую оценку рисков - Сотрудник предприятия, на которого распорядительным документом возложены функции периодической оценки рисков.

    2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1.Применимое антикоррупционное законодательство

    МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области и его Сотрудники при осуществлении деятельности от имени или в интересах учреждения обязаны соблюдать требования применимого антикоррупционного законодательства и настоящей Политики.

    2.1.1. Российское законодательство:МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области и все Сотрудники должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом О противодействии коррупции и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет коммерческого подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.

    2.1.2.Учреждение и все Сотрудники должны соблюдать нормы:

  • запрет дачи взяток, т.е. предоставления или обещания предоставить любую

    финансовую или иную выгоду/преимущество с умыслом побудить какое-либо лицо

    выполнить его должностные обязанности ненадлежащим образом
  • запрет получения взяток, т.е. получения или согласия получить любую

    финансовую или иную выгоду/преимущество за исполнение своих должностных

    обязанностей ненадлежащим образом
  • запрет подкупа иностранных государственных служащих, т.е. предоставления или

    обещания предоставить (прямо или через третьих лиц) иностранному

    государственному служащему любую финансовую или другую выгоду/преимущества

    с целью повлиять на исполнение его официальных обязанностей, чтобы

    получить/удержать бизнес или обеспечить конкурентные или иные преимущества

  • для коммерческой организации

    запрет попустительства взяточничеству, т.е. отсутствие в коммерческой организации адекватных процедур, направленных на предотвращение дачи или получения взяток связанными с такой организацией лицами с целью приобрести или сохранить бизнес, обеспечить коммерческие и конкурентные преимущества.

    1. В Российской Федерации коррупционными действиями, как правило, будут

    считаться дача или получение взяток, посредничество в даче или получении взяток,

    злоупотребление служебным положением или полномочиями, коммерческий подкуп,

    платежи для упрощения формальностей, незаконное использование должностным

    лицом своего положения для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного

    имущества, услуг, каких-либо прав для себя или для иных лиц либо незаконное

    предоставление выгоды или прав этому лицу иными лицами.
  • С учетом изложенного, всем Сотрудникам МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области строго запрещается:
  • прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях
  • предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи

    для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой

    форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды,

    каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие

    организации, органы власти и самоуправления, российских и иностранных

    государственных служащих, частных компаний и их представителей.

  • 3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ

    3.1 Миссия высшего руководства

    РуководствоМБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской областидолжно формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением. В предприятии закрепляется принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях (принцип нулевой толерантности) при осуществлении повседневной деятельности и стратегических проектов, в том числе во взаимодействии с инвесторами, контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, своими Сотрудниками и иными лицами.

    3.2 Периодическая оценка рисков

    Предприятие идентифицирует и периодически актуализирует индикаторы коррупционных рисков, характерных для его деятельности и потенциально уязвимых бизнес-процессов.

    3.3 Адекватные антикоррупционные процедуры

    Предприятие разрабатывает и внедряет адекватные процедуры по предотвращению коррупции, разумно отвечающие выявленном рискам, и контролирует их соблюдение.

    3.4 Проверка контрагентов

    Предприятие прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, для чего проводится оценка толерантности контрагентов к взяточничеству, в т.ч. проверка наличия у них собственных антикоррупционных процедур или политик, их готовности соблюдать требования настоящей Политики и включать в договоры антикоррупционные оговорки, а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.

    3.5 Информирование и обучение

    Предприятие размещает настоящую Политику в свободном доступе, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, своими Сотрудниками, иными лицами, и содействует повышению общего уровня антикоррупционной культуры путем информирования и обучения.

    Предприятие осуществляет мониторинг внедренных адекватных процедур по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение и регулярно совершенствует их.

    4. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

    4.1.Эффективное управление антикоррупционной деятельностью предприятия

    достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих

    участников:

  • Директор
  • Контролер
  • Ответственный за мониторинг антикоррупционного законодательства
  • Ответственный за периодическую оценку рисков
  • Сотрудники предприятия.
  • 4.2.Функциональные роли среди вышеперечисленных участников, в рамках

    антикоррупционной деятельности предприятия распределяются следующим образом:

    1. Директор предприятия отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на

    реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение лиц,

    ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль в

  • осуществляет мониторинг функционирования адекватных процедур, направленных

    на минимизацию рисков коррупции, характерных для областей деятельности

    предприятия
  • инициирует актуализацию внутренних нормативных документов в связи сизменением антикоррупционного законодательства
  • проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения предприятием и
  • организует и осуществляет мониторинг российского антикоррупционного

    законодательства и отслеживает вносимые в них изменения, а также релевантную

    судебную практику
  • своевременно предоставляет Контролеру информацию о внесенных изменениях в

    российское антикоррупционное законодательство, требующих изменений или

    дополнений настоящей политики и связанных с ней документов или

    антикоррупционных процедур.

  • 4.2.4. Ответственный за периодическую оценку рисков:

  • координирует процесс идентификации коррупционных рисков, характерных для областей деятельности предприятия
  • осуществляет регулярное обновление и оценку рисков коррупции на основании

    информации, в том числе, получаемой от Контролера

  • 4.3. Взаимодействие со структурными подразделениями и сотрудниками предприятия по вопросам обеспечения соответствия их деятельности требованиям антикоррупционного законодательства осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами предприятия.

    5. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ НАРУШЕНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    5.1. Платежи через посредников или в пользу третьих лиц

    1. Предприятию и его Сотрудникам запрещается привлекать или использовать

    агентов, посредников, партнеров, совместные предприятия или иных лиц для

    совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям

    настоящей Политики или нормам применимого антикоррупционного законодательства.
  • В целях минимизации и пресечения рисков вовлечения предприятия в

    коррупционную деятельность, осуществляется процедура проверки агентов,

    посредников и других третьих лиц на предмет их благонадежности,

    аффилированности к государственным служащим, государственным компаниям и

    структурам. Порядок проверки предусматривает документирование полученных

    результатов и их последующее архивирование.

  • 5.2. Подарки и представительские расходы

    5.2.1. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, которые Сотрудники от имени предприятия могут предоставлять другим лицам и организациям, либо которые Сотрудники, в связи с их работой в предприятии, могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности пяти указных ниже критериев:

  • быть прямо связаны с законными целями деятельности предприятия, например, с

    презентацией или завершением бизнес-проектов, успешным исполнением контрактов,

    либо с общепринятыми праздниками, такими как Рождество и Новый год.

    Международный женский день, а также памятными датами, юбилеями и т.п.
  • быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши
  • не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие,

    попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного

    решения о сделке, соглашении, лицензии, разрешении и т.п. или попытку оказать

    влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью

  • не создавать репутационного риска для предприятия, Сотрудников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах
  • не противоречить принципам и требованиям настоящей Политики, Кодекса Этики,

    другим внутренним документам предприятия, и нормам применимого законодательства.

    1. Не допускаются подарки от имени предприятия, его Сотрудников и

    документами по данному направлению.

    5.3. Участие в благотворительной деятельности и спонсорство

    5.3.1.Предприятие не финансирует благотворительные и спонсорские проекты в

    целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

    5.3.2. При необходимости благотворительная деятельность предприятия и реализация

    проектов в области корпоративной социальной ответственности осуществляется в

    соответствии с внутренними нормативными документами, регламентирующими

    деятельность предприятия по данным направлениям.

    5.4. Участие в политической деятельности

    Предприятие не финансирует политические партии, организации и движения в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

    5.5. Взаимодействие с государственными служащими и органами власти

    5.5.1.Предприятие воздерживается от оплаты расходов за российских и иностранных

    государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в

    целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах предприятия, в том

    числе расходов на транспорт, проживание, развлечения, PR-кампании и т.п. или

    получение ими за счет предприятия иной выгоды.

    5.5.2. Взаимодействие МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области,его руководителей и сотрудников с государственными служащими осуществляется в рамках внутреннего нормативного документа предприятия по взаимодействию с органами власти.

    5.6. Взаимодействие с сотрудниками

    5.6.1. Предприятие требует от своих Сотрудников соблюдения настоящей Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Все Сотрудники предприятия должны руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования. С каждым Сотрудником предприятие в обязательном порядке подписывается Обязательство соблюдения норм антикоррупционного законодательства при заключении трудового договора.

    1. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры

    предприятие проводит обучение сотрудников, в том числе вновь принятых, по вопросам

    этического ведения бизнеса, положениям настоящей Политики и связанных с ней

    документов.
  • Соблюдение Сотрудниками МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
  • 5.7. При взаимоотношениях с контрагентами и участии в совместном предприятии учреждение:

    -осуществляет проверку контрагентов на предмет их благонадежности,

    аффилированности к государственным служащим (через близких родственников или

    по иным основаниям), государственным компаниям и структурам, а также

    анализирует информацию о репутации потенциальных партнеров и участников, и их

    толерантности к коррупции

    - информирует контрагентов о принципах настоящей Политики перед оформлением деловых отношений, размещая ее в свободном доступе

    5.8. Ведение бухгалтерских книг и записей

    1. Все финансовые операции должны быть аккуратно, правильно и с

    достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете предприятия,

    задокументированы и доступны для проверки.
  • В МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области определены Сотрудники, несущие персональную ответственность за подготовку и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в установленные применимым законодательством сроки.
    1. Финансовые операции, содержащие повышенные коррупционные риски, в том

    числе сопровождающие взаимодействие с государственными структурами, служащими и

    аффилированными к ним лицами, благотворительные и политические взносы,

    спонсорские платежи, подарки, командировочные и представительские расходы и др.

    отражаются в бухгалтерском учете с максимальным уровнем детализации.
  • Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности предприятия строго

    запрещены и расцениваются как фрод.

  • 5.9. Оповещение о недостатках

    При появлении у любого Сотрудника или иных лиц сомнений в правомерности или этичности своих действий, а также действий, бездействия или предложений других Сотрудников, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с предприятием, они могут сообщить об этом своему непосредственному руководителю и/или Контролеру, который, при необходимости, предоставит рекомендации и разъяснения относительно сложившейся ситуации.

    5.10. Отказ от ответных мер и санкций

    МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области заявляет о том, что ни один Сотрудник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии) если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать

    посредничество во взяточничестве, в том числе если в результате такого отказа у предприятия возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.

    5.11. Аудит и контроль

    1. В предприятии на регулярной основе проводится внутренний аудит

    финансово-хозяйственной деятельности, контроль за полнотой и правильностью

    отражения данных в бухгалтерском учете и соблюдением требований применимого

    законодательства и внутренних нормативных документов предприятия, в том числе

    принципов и требований, установленных настоящей Политикой.
  • В рамках процедур внутреннего контроля в предприятии проводятся проверки

    выполнения ключевых бизнес-процессов, включая выборочные проверки законности

    осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности

    расходов, в т.ч. на предмет подтверждения первичными учетными документами и

    соответствия требованиям настоящей Политики.

  • 6. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

    При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Политики или связанных с ней бизнес-процессов предприятие, либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации, директор предприятия организует выработку и реализацию плана действий по актуализации настоящей Политики и/или бизнес-процессов.

    7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ (НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ) НАСТОЯЩЕЙ ПОЛИТИКИ

    1. Директор предприятия отвечает за организацию всех мероприятий, направленных

    на реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение лиц,

    ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль.
  • Сотрудники всех структурных подразделений предприятия, независимо от

    занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение принципов и

    требований настоящей Политики.
  • Поскольку предприятие может быть подвергнуто санкциям за участие его

    Сотрудников, контрагентов, и иных лиц, которые взаимодействуют с предприятием, в

    коррупционной деятельности, то по каждому разумно обоснованному подозрению или

    установленному факту коррупции будут инициироваться служебные расследования в

    рамках, допустимых применимым законодательством.
  • Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть

    привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или

    уголовной ответственности по инициативе предприятия, правоохранительных органов

    или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным применимым

    антикоррупционным законодательством, локальными нормативными актами, и

    трудовыми договорами.

  • 8. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    8.1. Внешние нормативные и распорядительные документы

  • Уголовный Кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ О противодействии коррупции
  • Закон О борьбе со взяточничеством
  • Федеральный закон Российской Федерации О государственной гражданской службе Российской Федерации
  • Федеральный закон Российской Федерации О муниципальной службе в РоссийскойФедерации
  • Федеральный закон Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов ипроектов нормативных правовых актов
  • Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 Об утверждении общих принципов

    служебного поведения государственных служащих

  • 9.Закон НСО от 27.04.2010 № 486-03 О мерах по профилактике коррупции в Новосибирской области

    8.2. Внутренние нормативные и распорядительные документы

    1. Антикоррупционная политика МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

    9. КОНТРОЛЬ ВЕРСИЙ ДОКУМЕНТА

    Должность Ответственного за разработку - директор МБУ КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области

    ФИО Ответственного за разработку- В.Н. Захаров

    I. Введение

    1. Цели и задачи Методических рекомендаций

    Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение подпункта б пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

    Задачами Методических рекомендаций являются:

    · информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений

    · определение основных принципов противодействия коррупции в организациях

    · методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

    2. Термины и определения

    Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

    Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

    а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции)

    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией)

    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

    Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

    Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

    Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

    Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    Комплаенс – обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.

    3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации

    Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

    В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.

    Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:

    · получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции

    · получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер.

    · разработки основ антикоррупционной политики в организации.

    Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:

    · разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов

    Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений:

    · о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений

    · об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.

    II. Нормативное правовое обеспечение

    1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции

    1.1. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

    Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон  «О противодействии коррупции»).

    Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона  «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.

    1.2. Ответственность юридических лиц

    Общие нормы

    Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона  «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.

    Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

    Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).

    Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций.

    Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего

    Организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

    В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

    Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700.

    Названные требования, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ( пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925).

    Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.

    1.3. Ответственность физических лиц

    Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов приведены в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

    Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

    Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации

    (далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.

    Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81. пунктом 1 статьи 336. а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81  ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:

    ·   ·    однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ)

    ·    совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ)

    ·    принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ)

    ·    однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).

    2.  Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и зарубежное законодательство

    Организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:

    ·       в отношении российской организации может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность

    ·    в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.

    В этой связи российским организациям рекомендуется изучить антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность, в части оснований привлечения организации к ответственности за коррупционные правонарушения.

    Особое значение при этом имеет законодательство, направленное на противодействие подкупа иностранных должностных лиц. Общие подходы к борьбе с данным преступлением закреплены в Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Сведения о названной Конвенции приведены в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

    При возникновении сложных ситуаций, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, российские организации, осуществляющие свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, могут обращаться за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.

    Обращение может осуществляться, в том числе в целях сообщения о ставших известными организации сведениях о фактах подкупа иностранных должностных лиц российскими организациями или для получения поддержки, когда организация сталкивается со случаями вымогательства взятки или получения (дачи) взятки со стороны иностранных должностных лиц.

    На территории России исключительной компетенцией по расследованию фактов подкупа иностранных должностных лиц (дача взятки и получение взятки) обладает Следственный комитет Российской Федерации. В этой связи о фактах подкупа иностранных должностных лиц физическими и юридическими лицами рекомендуется информировать следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

    Рядом зарубежных государств были приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Организациям, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, попадающим под действие таких нормативных правовых актов, следует учитывать установленные ими требования и ограничения. В Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям приведен краткий обзор закона США «О коррупционных практиках за рубежом» ( Foreig № Corrupt Practices Act. 1977 – FCPA) и закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act. 2010).

    III. Основные принципы противодействия коррупции в организации

    При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:

    1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.

    Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.

    2. Принцип личного примера руководства.

    Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

    3. Принцип вовлеченности работников.

    Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

    4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

    Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.

    5. Принцип эффективности  антикоррупционных процедур.

    Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

    6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

    Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

    7. Принцип открытости бизнеса.

    Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса.

    8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

    Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

    IV. Антикоррупционная политика организации

    1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики

    Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)».

    Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

    Систематическое внедрение в организации антикоррупционных мер связано с определенными расходами, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе может принести организации ряд значимых преимуществ.

    В частности, приверженность организации закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствуют укреплению ее репутации среди других компаний и клиентов. При этом репутация организации может до некоторой степени служить защитой от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей других компаний и органов государственной власти: последние могут воздерживаться от предложения или вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку будут знать, что такое предложение будет отвергнуто.

    Кроме того, реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, в том числе и иностранных. Особо следует отметить, что профилактика коррупции при выборе организаций-контрагентов и выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.

    Отказ организации от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению ее сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации. И наоборот - лояльное отношение организации к незаконному и неэтичному поведению в отношении контрагентов может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо и в отношении своего работодателя и коллег.

    В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы .

    ·              разработка проекта антикоррупционной политики

    ·            согласование  проекта и его утверждение

    ·            информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике

    ·            реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер

    ·            анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.

    Разработка проекта антикоррупционной политики

    Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. Организациями крупного и среднего бизнеса, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.

    Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта. В частности, проект политики может быть размещен на корпоративном сайте. Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

    Согласование  проекта и его утверждение

    Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников, после чего представить руководству организации.

    Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры  в качестве обязанности работников.

    Информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике

    Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту политики, например, разместить его на корпоративном сайте организации. Полезно также предусмотреть «переходный период» с момента принятия антикоррупционной политики и до начала ее действия, в течение которого провести обучение работников организации внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.

    Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер

    Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации. Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации.

    Источники:
    shestakvlad.ko3.ru

    Следующие образцы:


    16 августа 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание

  • Образец приказа о переводе работника с временной работы на постоянную Как оформить перевод с временной на постоянную работу МЙЦХОКНА.РУ / thread / Образец приказа о переводе

  • Акт приемки оборудования в монтаж образец заполнения АКТ ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ В МОНТАЖ. ФОРМА no. 12¦ Код ¦Склад¦ ¦¦операции¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦Акт

  • Объяснительная записка о браке образец Бланк объяснительной записки 10Бланк объяснительной записки 10 СкачатьИными словами если объяснительная записка вами написана, то вовсе

  • Объяснительная о потере пропуска образец Лапо А.М. юрист на сайте Рябченко И.В.юрист на сайте Морозкина Т.А.юрист на сайте Сурикова Т.И.юрист на

  • Образец приказа о дежурстве на дому Дежурства на дому: правовое регулированиеЕвгения Уракова, к.ю.н. доцент, зав. кафедрой трудового и предпринимательского права Тюменской государственной

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,