коррекция зрения
Главная » Приказы руководителя

Приказ о семейной форме обучения


07.05. ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНКУРСЫ Педагогический клуб «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО»

07.05. VI Всероссийская олимпиада педагогического мастерства

06.05. Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи "СУВАГ"

06.05. «АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

05.05. Министерство образования информирует о проведении мероприятий

05.05. С 4-10 мая года по инициативе Организации Объединенных наций проводится Третья Глобальная неделя безопасности дорожного движения

28.04. Встреча с экспедицией-реконструкцией бронекатера времён Великой Отечественной войны «Речные танки Сталинграда»

28.04. Внимание! Открытие весеннее - летнего сезона в Городском культурном центре и скверах города

Положение об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования, экстерната

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Приказом министерства образования Российской Федерации от 23.07.2000 № 1884 "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната", уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея № 81 города Тюмени.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования, экстерната в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении лицее № 81 города Тюмени (далее - Учреждение).

1.3. Семейное образование - это форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в Учреждении.

1.4. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в Учреждении.

1.5. Для семейного образования, экстерната как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный образовательный стандарт.

1.6. Учреждение осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.

2. Организация семейного образования

2.1. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (законным представителям).

2.2. Учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей) с указанием выбора формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в Учреждение указывается форма получения образования. Копия приказа хранится в личной карте обучающегося.

2.3. Обучающиеся имеют право перейти на семейную форму получения образования на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.

2.4. Обучающиеся по семейной форме получения образования вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование по другой форме.

Переход на другую форму получения образования также осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) по приказу директора Учреждения. Копия приказа об изменении формы получения образования хранится в личной карте обучающегося.

2.5. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут:

а) пригласить преподавателей самостоятельно;

б) обратиться в Учреждение с просьбой о закреплении за обучающимся преподавателя;

в) обучать ребенка самостоятельно.

Родители (законные представители) информируют Учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией Учреждения возможность их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

2.6. Отношения между Учреждением и родителями (законными представителями) по организации семейного образования регулируются договором о получении обучающимся образования в семье, который не может ограничить права сторон по сравнению с действующим законодательством.

2.7. Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с преподавателем, приглашенным ими самостоятельно.

2.8. Учреждение: 2.8.1. Предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Учреждения;

2.8.2. Обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

2.8.3. Осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающегося и текущий контроль за действиями родителей по обучению ребенка.

2.9. Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования, имеет право:

а) получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

б) посещать лабораторные и практические занятия в Учреждении;

в) принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

2.10. Учреждение вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ и договором. В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (законных представителей) обучение в другой форме в Учреждении или в иных общеобразовательных учреждениях.

По решению педагогического совета Учреждения и с согласия родителей обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.

2.11. Учреждение по желанию обучающегося по семейной форме обучения, его родителей (законных представителей) может оказывать дополнительные платные образовательные и иные услуги, предусмотренные уставом Учреждения.

2.12. Родители (законные представители) совместно с Учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.

3. Организация получения образования в форме экстерната

3.1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается директору Учреждения не позднее, чем за 3 месяца до ее начала совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.

3.2. Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в Учреждении очно, подают их родители (законные представители).

3.3. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в следующем порядке:

- на основании личного заявления совершеннолетнего гражданина или по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего гражданина о зачислении экстерном для прохождения промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации приказом по школе создаётся экспертная комиссия для определения уровня подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации;

- члены экспертной комиссии готовят экспертные материалы в соответствии с "Обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования", определяют количество диагностических срезов (но не более 12), устанавливают сроки их проведения с перерывом не менее 2-х дней;

- результаты диагностических срезов заносятся в протоколы с пометкой "Экстернат", которые подписываются всеми членами экспертной комиссии. К протоколам прилагаются письменные материалы проведённых диагностических срезов;

- по заключению экспертной комиссии педагогический совет принимает решение о зачислении экстерна. На основании решения педагогического совета директором школы издаётся соответствующий приказ.

3.4. При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна Учреждение обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом Учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.

3.5. Экстерн имеет право:

а)получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

б)брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

в)посещать лабораторные и практические занятия;

г)принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

3.6. Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, имеют право в последующем пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестации в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением.

3.7. Обучающиеся, указанные в пункте 3.2 настоящего Положения, не прошедшие промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации в форме экстерната, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме в установленном порядке.

4. Аттестация обучающихся в форме семейного образования, экстернов

4.1. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования осуществляется в соответствии с уставом Учреждения, Положением о промежуточной аттестации обучающихся в Учреждении.

4.2. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета Учреждения по результатам промежуточной аттестации.

4.3. Результаты промежуточной и государственной (итоговой) аттестации фиксируются в журнале класса, где числится обучающийся.

4.4. Промежуточная аттестация обучающихся (экстернов) предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана Учреждения, кроме предметов образовательных областей "искусство", "физическая культура", "технология", если эти предметы не являются профильными в классе.

Выбор иностранного языка осуществляется обучающимися (экстерном) (их родителями (законными представителями) и указывается в заявлении о зачислении.

4.5. При желании обучающегося (экстерна) и по решению педагогического совета Учреждения (при наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).

4.6. По решению директора Учреждения обучающемуся (экстерну) могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении.

4.7. Количество экзаменов при промежуточной аттестации обучающихся (экстернов) составляет не более 12 в год. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

4.8. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х и 11 (12)-х классов, получающих образование в семье, в форме экстерната проводится Учреждением в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11 (12)-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным федеральным органом управления образованием.

4.9. Обучающимся (экстернам), прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

4.10. Выпускникам 9-х и 11 (12)-х классов, прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца о соответствующем образовании.

4.11. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации обучающихся (экстернов) отражаются в протоколах экзаменов с пометкой "Семейное образование", "Экстернат", которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются директором Учреждения. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.

5. Заключительные положения

5.1. Вопросы организации семейного обучения в Учреждении, получения образования в форме экстерната не нашедшие отражения в настоящем Положении, регулируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени.

5.2. В случае принятия правовых актов по вопросам организации семейного обучения, получения образования в форме экстерната, содержащих иные нормы по сравнению с настоящим Положением, в части возникающего противоречия применяются указанные нормативные правовые акты, а Положение подлежит приведению в соответствие с ними в кратчайшие сроки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации освоения обучающимися программ общего образования                   вне образовательных организаций                                                                                          (в формах семейного образования и самообразования)                                                                и организации промежуточной и итоговой аттестации экстернов

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

Лицее №6 г. Химки

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ  и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ ); семейным кодексом Российской Федерации 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. От 25.11. с изм. от 31.01.); Федеральным закон ом от 29.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 30.08. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10. N 30067); письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; Законом Московской области от 27.07. N 94/-ОЗ (ред. от 02.11.) «Об образовании» (принят постановлением Мособлдумы от 11.07. N17/59-П) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.); письмом Министерства образования Московской области от 20.02.     № исх-1056/07о; письмом Управления по образованию Администрации г.о.Химки от 24.03. № 660;  Уставом МБОУ Лицея №6 г.Химки. Настоящее положение определяет порядок организации освоения обучающимися программ общего образования вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования) и организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, осваивающих программы общего образования вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования). В форме семейного образования могут осваиваться образовательные программы уровней начального общего, основного общего, среднего общего образования, в форме самообразования – среднего общего образования (далее общеобразовательные программы). В целях получения образования допускается сочетание различных форм получения образования и обучения. Освоение общеобразовательных программ в формах семейного образования и самообразования осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования либо приказом  Министерства образования Московской области от 02.08. № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области» в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Московской области. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)  несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом мнения ребенка на любом этапе обучения вправе продолжить обучение в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом. либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Управление по образованию г.о.Химки. Обучающиеся в форме семейного образования и самообразования, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в лицее. Экстернами являются лица, зачисленные в лицей для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Экстерны являются обучающимися ( часть 1 статьи 33  Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34  Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на бесплатное пользование учебной, научной базой, библиотечно-информационными ресурсами лицея, на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. При зачислении обучающегося в форме семейного образования или самообразования в качестве экстерна организация, осуществляющая образовательную деятельность, не несет ответственности за качество образования, а несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося. Промежуточная аттестация экстернов осуществляется в соответствии с образовательной программой лицея в установленные лицеем сроки. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации ( часть 10 статьи 58  Федерального закона). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Экстерны обязаны ликвидировать  академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, совместно с лицеем обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации ( часть 4 статьи 58  Федерального закона). Основанием для возникновения образовательных отношений между экстерном и лицеем является приказ директора о зачислении обучающегося для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации в качестве экстерна. Основанием для завершения образовательных отношений между экстерном и лицеем является выписка из протокола заседания Педагогического совета образовательной организацией с указанием результатов прохождения экстерном промежуточной аттестации для последующего занесения в личное дело результатов промежуточной аттестации по итогам освоения образовательной программы определенного уровня.
    Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
    При выборе освоения образовательных программ в форме семейного образования или самообразования вне организаций,  осуществляющих образовательную деятельность, родители (законные представители) обучающегося информируют о своем выборе Управление по образованию Администрации городского округа Химки. Родители (законные представители) подают заявление о выборе формы семейного образования или самообразования в общеобразовательное учреждение (если обучался ранее). Родители (законные представители) подают заявление о зачислении в лицей  в качестве экстерна. При этом они предъявляют: оригинал свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность предоставления прав обучающегося); оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на территории городского округа Химки; личное дело обучающегося, выданное образовательным учреждением, в котором он ранее обучался или числился в контингенте. Родители (законные представители)  обеспечивают прохождение промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего образовательную программу в форме семейного образования или самообразования,  в установленные лицеем сроки.
    Порядок действий лицея.
    Лицей осуществляет прием заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении из организации в связи с получением образования вне образовательной организации. Лицей издает приказ об отчислении обучающегося из списков учащихся общеобразовательной организации в связи с переходом на форму семейного образования или самообразования, выдает личное дело обучающегося.  Лицей выдает Уведомление родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения прав ребенка.  Лицей информирует Управление по образованию об отчислении обучающегося в связи с переходом на форму семейного образования или самообразования. Лицей осуществляет прием заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося о зачислении для прохождения промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна.  Лицей издает приказ о зачислении несовершеннолетнего в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Лицей определяет сроки промежуточной аттестации экстерна, доводит их до сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, зачисленного в лицей для прохождения промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна. Лицей организует и проводит промежуточную аттестацию обучающегося, получающего образование в форме семейного образования или самообразования. Лицей обеспечивает включение обучающегося, получающего образование в форме семейного образования и самообразования, в Региональную базу данных участников ГИА и ЕГЭ.  Организует государственную итоговую аттестацию обучающегося, получающего образование в форме семейного образования и самообразования, в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере образования.  Информирует Управление по образованию о зачислении несовершеннолетнего в качестве экстерна в общеобразовательную организацию.  Информирует Управление по образованию об обучающемся, получающем образование в форме семейного образования или самообразования, не ликвидировавшем в установленные сроки академическую задолженность, для продолжения получения общего образования в образовательной организации.

Приложение № 1

Начальнику Управления по образованию Администрации городского округа Химки ____________________________________

(Ф.И.О. начальника Управления)

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя), адрес проживания, контактный телефон)

Уведомление

о выборе формы получения образования

в форме семейного образования

и определении формы образования и формы обучения

Я, ___________________________________________________________

Директору школы о семейном образовании

Семейное образование и самообразование как формы получения образования закреплены законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) (см. в блоге «Как организовать семейное образование »,  «Семейное образование, самообразование », «О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ »).

Хотя после вступления в силу Закона   Минобрнауки РФ в письме от 15.11. г.  № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» дало определенные разъяснения, остается еще достаточно вопросов  для полного  понимании всех особенностей форм получения образования и форм обучения по основным общеобразовательным программам.

В журнале Директор школы   № 5 за год опубликована статья А.И. Ломова Формы получения образования , в которой  «сделана попытка ответить на вопросы, которые возникают у руководителей при реализации различных форм обучения», в частности:

О праве выбора формы образования и обучения

Право выбора формы получения образования и формы обучения принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося (с учетом мнения ребенка) до момента освоения им основной общеобразовательной программы или до достижения возраста 18 лет, а  право выбора формы получения образования и (или) формы обучения при освоении программы среднего общего образования или при достижении им возраста 18 лет - исключительно обучающемуся .

Никто не вправе ограничить  обучающихся и (или) их законных представителей ни в периодичности изменения формы получения образования и формы обучения, ни в максимальном количестве этих изменений – меняй хоть ежедневно.  

Оформление образовательных отношений

При переходе на семейное образование родители (законные представители) обучающихся информируют об этом выборе орган местного самоуправления .

Учащиеся, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, не относятся к контингенту образовательной организации . Поэтому  при переходе на семейное образование или самообразование они должны быть отчислены из образовательной организации .

Отчисление осуществляется приказом образовательной организации на основании письменного заявления обучающегося или его законных представителей об отчислении из образовательной организации в связи с выбором им или его законными представителями формы получения общего образования вне образовательной организации.

Писать заявление обучающийся или его законные представители не обязаны . поэтому получение такого заявления является «головной болью» образовательной организации.  

Обучаться в форме семейного образования могут обучающиеся всех классов - c 1 по 11. При этом для обучающихся 1–9-х классов выбор этой формы обучения осуществляют законные представители обучающегося (до достижения им возраста 18 лет) с учетом мнения ребенка, а обучающиеся 10–11-х классов осуществляют этот выбор самостоятельно.

Обучаться в форме самообразования могут только учащиеся 10 - 11 классов. Причем для этого не требуется согласие их законных представителей.  

О промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования или самообразования осуществляется бесплатно.

Прохождение промежуточной аттестации обучающимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом . а не обязанностью . Поэтому он, в принципе, вообще не обязан проходить промежуточную аттестацию, например, обучающиеся  1–8‑х классов.

Прохождение промежуточной аттестации для обучающихся 9-х и 10-11-х классов является необходимым . если они претендуют на получение аттестата соответственно об основном общем образовании и среднем общем образовании.

Форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации самостоятельно устанавливаются образовательной организацией и закрепляются в её локальном нормативном акте . который обязательно размещается на официальном сайте образовательной организации.  Это означает, что обучающиеся, их родители (законные представители) не вправе требовать от образовательной организации конкретных, удобных именно им, сроков, периодичности и форм промежуточной аттестации, но они вправе выбрать для прохождения промежуточной аттестации другую образовательную организацию, сроки, формы и порядок прохождения промежуточной аттестации в которой их устраивают.

Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн » и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами обучающихся образовательной организации.

Перед зачислением в образовательную организацию необходимо ознакомить его и (или) его законных представителей с уставом,  лицензией, свидетельством о государственной аккредитации,  образовательной программой, по которой обучающийся будет проходить промежуточную аттестацию, локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном, а также с другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

После прохождения промежуточной аттестации обучающийся отчисляется из образовательной организации и ему в трехдневный срок выдается  справка о прохождении промежуточной аттестации по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией.  

О компенсации затрат родителей (законных представителей)

Компенсация затрат родителей (законных представителей) обучающихся на реализацию общеобразовательных программ вне образовательной организации в Законе не предусмотрена. Однако, в региональных и муниципальных нормативных актах компенсация этих затрат может быть предусмотрена, в том числе и в форме оказания поддержки родителям (законным представителям) обучающихся.  

Об оплате труда педработников

Поскольку взимание платы с обучающихся за прохождение ими промежуточной аттестации не допускается, оплата работы педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляется только за счет фонда оплаты труда образовательной организации. Эти расходы должны быть включены в государственное (муниципальное) задание. Если этого не сделано, то это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников.  

Семейное образование, самообразование не следует путать с обучением детей на дому. Обучение на дому по программам начального, основного и среднего общего образования организуется образовательными организациями  для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать их. Основаниями для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и письменное заявление законных представителей обучающегося .

Обучающийся на дому из списков образовательной организации не исключается .

Порядок регламентации и оформления отношений образовательной организации и законных представителей обучающегося при обучении на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. До принятия такого нормативного правового акта следует руководствоваться общими требованиями Закона.

Для перевода обучающегося на обучение на дому следует издать соответствующий приказ по образовательной организации.

Оплата труда педагогических работников, осуществляющих обучение на дому, должна быть включена в муниципальное (государственное) задание. Если этого не сделано, то оплату следует осуществлять только за счет средств,  полученных из иных источников.

Количество часов учебного плана учащихся, обучающихся на дому, ранее регламентировалось письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17–253–6, которое теперь признано утратившим силу (приказ Минобрнауки России от 2 сентября  г. № 1035). Однако эти рекомендации можно использовать до принятия новых требований  без ссылки на это письмо.

Источник  журнал «Директор школы» №5,

Как организовать семейное образование

В связи с вступлением в силу нового закона об образовании  родителей  заинтересовала такая форма получения образования как семейное образование (см  статью Семейное образование, самообразование  в настоящем блоге). Однако ни в законе об образовании, ни в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  (далее - Порядок), утвержденном приказом Минобрнауки РФ от 30.08. г. N 1015 (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября г. Регистрационный N 30067) данный вопрос не нашел подробного описания. Это можно объяснить тем, что согласно закону об образовании организация семейного образования определяется нормативным правовым актом субъектов РФ, которые пока не спешат с их принятием. Тем не менее, родители хотели бы воспользоваться данной нормой закона.

Что надо знать родителям о семейном образовании 

Семейное образование – форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее  образование  может  быть   получено      как в  организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и  вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители     (законные  представители) имеют право выбирать как  форму получения общего образования, так и форму обучения.  При этом  обязательно должно учитываться    мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования  и   форм обучения.

При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно,  на дому для особых детей. Обучение на дому допускается при наличии:

  • медицинской справки  об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
  • заявления родителей об организации обучения на дому.
  • Учебный процесс

    Объем знаний, который должен быть  получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования,  должен быть не ниже  объема, установленного ФГОС.

    Лица,  осваивающие  образовательную  программу  в  форме   семейного образования,  проходят  экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации  в  образовательной  организации  по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

    При прохождении указанной аттестации  экстерны  пользуются  академическими  правами     учащихся по соответствующей образовательной программе.

    Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

    Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

    Лицам, успешно прошедшим  государственную  итоговую  аттестацию  по образовательным  программам  основного   общего   и       среднего общего образования, выдается аттестат  об  основном  общем  или  среднем   общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

    Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на   итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по  образцу,   самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

    Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

    Как перейти на семейное образование

    При  переходе на   семейное  образование   родители (законные представители)  должны информировать    орган   местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

    Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.

    Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

    Выбрав учреждение, где  ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним  договор на оказание такой услуги.

    В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры.

    Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.

    Если  вы приняли решение о переходе на семейное образование, то  можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.

    Если в регионе разработан соответствующий нормативный правовой документ, то следует его внимательно изучить и действовать по изложенному в нем алгоритму.

    Обратите внимание на финансовое обеспечение обучения. Возможные варианты: регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов; регион не финансирует семейное образование. В последнем случае оно полностью за ваш счет, как, например это  в Москве.

    Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.

    Удачи вам и вашим детям!

    1.При организации семейного образования следует руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08. г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
  • 2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС  по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

    3. Новый закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является  лишь формой аттестации.

    4. Согласно части 13 статьи 108 закона  об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

    В  подготовке использованы материалы сайтов Минобрнауки РФ, Российский общеобразовательный портал: основная и полная и др.

    Источники:
    volskobr.ru, lycee81tmn.ru, nsportal.ru, eduinspector.ru, eduinspector.ru

    Следующие:


    16 января 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание

  • Образец приказа о переводе работника с временной работы на постоянную Как оформить перевод с временной на постоянную работу МЙЦХОКНА.РУ / thread / Образец приказа о переводе

  • Приказ о завершении соут образец Завершение СОУТА у нас новая организация, мы уже провели СОУТ, есть места с допустимым классом, а

  • Форма приказа об утверждении плана графика Re: Приказ об утверждении Плана-графикаНагод пока не делали, объемы средств еще не утверждены, но вгоду был

  • Автобиография образец для вида на жительство АвтобиографияАвтобиография - это описание человеком в произвольной форме основных этапов его жизни. Автобиография, так же, как

  • Образец расписки о проживании Каталог статейКак правильно оформить расписку. Образец расписки.Когда деньги даются в долг, самым простым вариантом это зафиксировать

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,