коррекция зрения
Главная » Вопрос-ответ

Образец приказа о компенсации за вредные условия труда


Условия предоставления льгот и компенсаций

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда устанавливается в повышенном размере. (ст. 147 ТК РФ).

Для работников высшей школы (профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, научные сотрудники) размер и условия повышения оплаты труда устанавливается:

  • Приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 7 октября 1992 г. № 611 «О доплатах за неблагоприятные условия труда работникам системы комитета по высшей школе»
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам,занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»
  • результатами аттестации рабочих мест по условиям труда .
  • С учетом этих требований был составлен перечень профессий и должностей работников воронежского государственного университета, которым устанавливаются доплаты за вредные и неблагоприятные условия труда согласованный с профсоюзом работников вгу и утвержденный приказом ректора от 16.02. № 92.

    Для остальных категорий работников условия повышения оплаты труда регламентируются:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам,занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»
  • картами аттестации рабочих мест по условиям труда .
  • На основании этих документов, с учетом мнения профсоюзной организации был создан перечень должностей и профессий работников Воронежского государственного университета, которым устанавливаются доплаты за особые условия труда (утв. приказом ректора от 16.02. № 92).

    В 2009- г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в УСЖК (уборщик служебных помещений, слесарь-сантехник, уборщик мусоропровода, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования). по ее результатам ни на одном рабочем месте не установлено повышение уровня оплаты труда.

    Условия предоставления льгот и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда

    Под вредными условиями труда понимается наличие на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых превышают установленные нормативы. Наличие на рабочих местах вредных производственных факторов и их уровни должны быть подтверждены картами аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Нормы и условия выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов и порядок осуществления компенсационной выплаты установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.04. № 245н).

    В 2009- г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на следующих факультетах ВГУ: химическом, биолого-почвенном, физическом, фармацевтическом, ГиГ, а также в ЗНБ и УСЖК (частично). Класс условий труда на рабочих местах - 2 (допустимые).

    При составлении перечня профессий и должностей работников, работа которых дает на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов в связи с вредными условиями труда (утв. приказом ректора от 16.02. г. № 92, прил. № 2) были учтены все законодательные требования:

  • наличие карт аттестации, подтверждающие наличие вредного производственного фактора (химический, физический, биологический);
  • установлен уровень вредного производственного фактора - 2 (допустимый).
  • Допустимые условия труда характеризуются значениями факторов, не превышающими установленных гигиеническими нормами. функциональное состояние организма от их воздействия восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного действия на работающего и его потомство.

    При данном уровне работодатель имеет право принять решение о прекращении бесплатной выдачи молока. но с учетом мнения профсоюзной организации и наличии соответствующих положений в коллективном договоре данная льгота была сохранена.

    В 2009- г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в УСЖК (уборщик служебных помещений, слесарь-сантехник, уборщик мусоропровода, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования). По ее результатам ни на одном рабочем месте не установлено наличие вредных производственных факторов, что является основанием для принятия решения о прекращении выдачи молока. данное решение также было согласовано с профсоюзной организацией работников государственного университета.

    Определяем продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда

    Е. Н. Селянина, аудитор

    В каком размере (полностью или пропорционально фактически отработанному во вредных условиях труда времени) предоставляются ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, связанные с вредными условиями труда? В нашей ситуации основной отпуск предоставляется авансом: одним работникам — за первый год работы, другим — за второй и последующие годы работы.

    Согласно ст. 92, 117 ТК РФ работникам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда государство гарантирует установление:

    1) сокращенной продолжительности рабочего времени;

    2) минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

    ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА

    В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — Постановление № 870), согласно которому компенсации работающим во вредных или опасных условиях труда устанавливаются только по результатам аттестации рабочих мест [1] .

    В частности, таким работникам положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней.

    При предоставлении дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель может руководствоваться следующими документами [2] :

  • Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, в ред. от 29.05.1991; далее — Список);
  • Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утверждена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20; далее — Инструкция о применении Списка);
  • Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утверждено Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • иными действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
  • Обратите внимание! Постановление № 870 имеет приоритет перед Инструкцией о применении Списка, так как нормативные акты СССР применяются только в части, не противоречащей действующему законодательству.

    Указанные нормативные акты СССР действуют до вынесения решения относительно них по существу.

    Данный вопрос специально рассматривался Верховным Судом РФ [3]. который разъяснил, что Постановление № 870 не исключает применение нормативных правовых актов СССР, устанавливающих списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативного правовой акт, заменяющий данные акты СССР.

    Заметим, что в Списке продолжительность дополнительного отпуска установлена в рабочих днях. В зависимости от профессии, занимаемой должности и вида производства работнику может быть предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью от 6 до 36 рабочих дней. Однако в документе предусмотрен график шестидневной рабочей недели, соответственно, дополнительный отпуск продолжительностью шесть рабочих дней фактически соответствует семи календарным дням, указанным в Постановлении № 870.

    Работодатель имеет право увеличить продолжительность предоставляемого дополнительного отпуска . закрепив это в трудовых, коллективных договорах или локальных нормативных актах (например, в положении об оплате труда, положении о порядке предоставления отпусков в организации, приказах, распоряжениях).

    СТАЖ РАБОТЫ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА

    Особую актуальность на практике приобретают вопросы исчисления стажа работы для получения дополнительного отпуска.

    В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями, включается только фактически отработанное в этих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ), но при этом учитывать следует только те дни, когда работник фактически трудился в этих условиях не менее половины рабочего дня . установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12 Инструкции о применении Списка) [4] .

    Полный дополнительный отпуск предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев (пп. 8, 9 Инструкции о применении Списка) (пример 1).

    Работник работает в организации продолжительное время. В настоящее время ему предоставляется основной отпуск авансом. Допустим, что ежегодный основной отпуск составляет 28 календарных дней, дополнительный отпуск за вредные условия труда — 14 календарных дней. Расчетный период отработан работником полностью, очередной отпуск в расчетном периоде работнику не предоставлялся.

    В данном случае во вредных условиях труда работник проработал более 11 месяцев, поэтому количество календарных дней отпуска будет составлять 42 календарных дня (28 + 14).

    В том случае, когда период работы во вредных условиях прерывался, продолжительность дополнительного отпуска должна быть определена пропорционально фактически отработанному в указанных условиях времени [5] (пример 2).

    Следует учитывать, что при расчете компенсации за неиспользованный отпуск округление количества календарных дней такого отпуска законодательством не предусмотрено. Поэтому если в организации принято решение об округлении, например, до целых дней, то такое округление, согласно рекомендациям Минздравсоцразвития России [6]. нужно делать не по правилам арифметики, а в пользу работника (см. пример 2).

    Рассчитаем продолжительность дополнительного отпуска для двух работников, проработавших разное количество времени. Допустим, полный дополнительный отпуск за вредные условия труда составляет 14 календарных дней, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск — 28 календарных дней.

    1. Принятый работник отработал во вредных условиях 7 месяцев. Ему предоставляется основной отпуск в полном размере. Дополнительный отпуск составит:

    14 календарных дней / 12 мес. 7 мес. = 8,2 календарного дня.

    Если в организации принято решение об округлении дней отпуска до целых, то в данном случае отпуск продолжительностью 8,2 календарного дня округляется до 9, а не до 8 дней. В этом случае общее количество календарных дней отпуска составит 37 дней (28 + 9).

    2. Работник проработал во вредных условиях 10 месяцев. Его дополнительный отпуск составит 12 календарных дней (14 / 12 10), а общее количество календарных дней отпуска будет равно 40 (28 + 12).

    Таким образом, следует помнить, что стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, может отличаться от стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (см. ст. 121 ТК РФ).

    [1] Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.

    № 342н (в ред. от 12.12.).

    Статья 4.3

    Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере образования и центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере финансовой, кредитной, бюджетной и налоговой политики (далее - уполномоченные органы).

    Уполномоченные органы в рамках осуществления государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий вправе: в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке; проводить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей финансовых средств; запрашивать и получать в 2-недельный срок необходимые документы и другую информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий.

    Органы местного самоуправления ежеквартально представляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московскойобласти в сфере финансовой, кредитной, бюджетной и налоговой политики отчет о расходовании предоставленных в соответствии со статьей 4 настоящего Закона субвенций.

    Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами со стороны органов государственной власти Московской области.

    Как правильно рассчитать все суммы выплат при увольнении сотрудника

    Это необходимо сделать, как минимум, по двум основным причинам: во-первых, чтобы у работника не возникло подозрения, что его обманули, присвоив себе какую-то сумму полагающихся ему по закону денежных средств, а во-вторых, чтобы трудовая инспекция, прокуратура, налоговая инспекция или какой-либо другой надзорный орган не выявил противоправных действий со стороны администрации предприятия. В сумму выплат увольняемому сотруднику необходимо включить:

    Есть в практике случаи, когда увольняемый вправе претендовать на включение в вышеуказанную сумму выплат :
  • выходного пособия, которое равняется размеру среднего размера заработной платы за две недели;
  • выходного пособия, которое равно месячному среднему заработку;
  • средней заработной платы, которая начисляется из расчета времени, необходимого увольняемому сотруднику на трудоустройство по новому месту работы.
  • Все вышеуказанные суммы выплат производятся в соответствии с решениями администрации предприятия или организации. На ней лежит обязанность обосновать все указанные выплаты или, в случае обращения работника с письменным заявлением, обосновать свое решение о невыплате оных.

    Как правило, в настоящее время большая часть выплат производится по инициативе администрации предприятия или организации, которая сама вправе делать их или отказывать в них увольняемому сотруднику.

    Как оформляется увольнение сотрудника

    Для того, чтобы правильно уволить сотрудника, администрация должна распорядиться об оформлении соответствующего приказа и записки-расчета, которые свидетельствуют о том, что трудовой договор (или контракт) с данным сотрудником прекращается. Форма для составления приказа об увольнении одного сотрудника - № Т-8.

    Если предстоит увольнение нескольких сотрудников, составляется форма № Т-8а. Форма для составления записки-расчета - № Т-61. Все три вышеуказанные формы прошли утверждение Госкомстатом РФ (постановление №1 от 5.01.2004 г.).

    Лицевая сторона данного документа заполняется сотрудником кадровой службы, а оборотная сторона – бухгалтерией, в которую документ передается от кадровиков. На сотруднике бухгалтерии лежит также обязанность произведения окончательного расчета с увольняемым сотрудником.

    Приведем для этого наглядный пример

    Таким образом, при расчете Петрову надлежит получить за март отчетного года следующую сумму по заработной плате: 7000 руб. 20 раб. дн. х 10 отраб. дн. = 3500 руб.

    Пример

    Должностной оклад Петрова составляет 7000 рублей. За это время он проработал 1 полный месяц (то есть февраль) и половину марта (в этом случае, половина и более учитывается, как полный месяц).

    Таким образом, причитающийся ему размер компенсации, следует рассчитывать, исходя из следующего количества отпускных дней: 28 дн. 12 мес. х 2 мес. = 5 дн. Количество дней к отпуску равны 5 дням. Размер суммы, которую необходимо выплатить в качестве компенсации за отпуск, положенный сотруднику Петрову, но который он не отгулял, составит:

    7000 руб. (16 раб. дн. х 16 раб. дн. (в январе все дни после новогодних каникул считаются рабочими) + 7000 руб. х 1 раб. мес. + 3500 руб. за март = 17500 руб.): (16 раб. дн. в январе + 20 раб. дн. в феврале + 10 раб. дн. в марте = 46) х 5 дн. к отпуску = 1902,17 руб. Данная окончательная сумма и будет составлять размер компенсации за полагающийся по закону трудовой отпуск.

    Если же увольняемый сотрудник уже брал полагающийся ему ежегодный очередной трудовой отпуск и получается, что при увольнении выходят лишние дни, которые он фактически «перегулял», то точно таким же образом производится перерасчет суммы тех дней, которые он «перебрал».

    Подведем итоги

    Увольняемый сотрудник вправе рассчитывать на компенсации, рассчитываемые из текущего календарного месяца, неиспользованного отпуска, а также выходного пособия и/или суммы, пока он не трудоустроится.

    Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье свои друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

    Образец приказа о компенсациях за вредные условия труда

    Приказ о приеме на работу издается на основании заключенного. Кроме этого изменился и срок для оформления приказа о приеме на работу. Налоговые тонкости (9); Наследственные тонкости (8); Образцы документов (10). Этот документ, а также приказ Минздравсоцразвития № 569 от. Проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателей. Проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателей. Проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателей. Кроме этого изменился и срок для оформления приказа о приеме на работу. Кроме режима работы и условий оплаты не плохо прописать и компенсации за работу в. Кроме этого изменился и срок для оформления приказа о приеме на работу.

    Поддержка

    Если у вас, вдруг, возникнет непреодолимое желание поддержать группу, помочь в развитии или просто материально, можете прислать что-нибудь на эти электронные кошельки:) Яндекс-деньги:

    41001260623072

    Специальная оценка условий труда

    17 апреля

    Образец приказа о компенсации за вредные условия труда

    17 апреля состоялась интернет-конференция и.о. Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области Дегтяря Павла Сергеевича.

    Конференция проведена компанией "Гарант-Сервис Симбирск"

    Ведущая интернет-конференции – Штурмина Елена Владимировна (компания "Гарант-Сервис Симбирск").

    Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию.

    Сегодня у нас в гостях Дегтярь Павел Сергеевич – и.о. Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

    Дегтярь П.С.: Добрый день!

    Ведущая: Уважаемый Павел Сергевич, благодарим Вас за то, что нашли время для участия в нашей интернет-конференции. Тема интернет-конференции: "Специальная оценка условий труда".

    С 1 января года для исследования рабочего места введена специальная оценка условий труда. Данная процедура будет проводиться вместо аттестации рабочих мест.

    По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, рассчитываются скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. От ее результатов зависят дополнительные взносы в ПФР.

    Специальная оценка условий труда – это целый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника.

    Данные меры позволят компенсировать вредные (опасные) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а так же стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда.

    Цель данной интернет-конференции – обсуждение актуальных проблем и возможностей специальной оценки условий труда в части создания здоровых и безопасных условий труда в организациях Ульяновской области.

    Образец приказа о компенсации за вредные условия трудаДегтярь П.С.: В настоящее время специальной оценке условий труда отводится ведущая роль в системе работ по охране труда. Спецоценка включает в себя мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и оценку уровня их воздействия на работников.

    Из 143 миллионов человек, живущих сегодня в России, работает 71 млн. человек. При этом свыше 21 миллиона человек, то есть почти каждый третий, работают во вредных и опасных условиях. Последствия плачевны и для людей, и для страны. У работников изнашивается здоровье, ежегодный прирост людей, у которых обнаружено профзаболевание, только по официальным данным, составляет 5-7 тыс. человек, растет и инвалидность. Суммарные потери государства и бизнеса на оплату больничных, компенсационные выплаты, по оценкам специалистов, достигают 2 трлн. рублей в год.

    Лишь с года работодатели стали платить дополнительный тариф "за вредность": 4% за работников по первому списку и 2% - по второму, к году дополнительный тариф составит до 6 и 4% соответственно. В качестве альтернативы работодателям предложено не платить дополнительный тариф при условии, если только рабочие места по результатам спецоценки будут признаны здоровыми и безопасными.

    Федеральный закон о специальной оценки условий труда содержит и другие нововведения, например в части возможности декларирования безопасных условий труда на базе идентификации рабочих мест, что даёт возможность на рабочих местах с положительными условиями труда не проводить оценку каждые 5 лет.

    Актуальность данной интернет-конференции заключаются ещё и в том, что многие работодатели, особенно в секторе малого и среднего бизнеса не представляют себе, что это за процедура – специальная оценка условий труда. Поэтому главная цель этого интернет диалога – просветительская деятельность, которая поможет рассказать о нововведениях трудового законодательства в сфере охраны труда.

    Ведущая: Спасибо, Павел Сергеевич! Перейдем к вопросам, поступившим от Интернет-аудитории. И первый вопрос от Ирины Николаевны: "Павел Сергеевич, добрый день! Расскажите, пожалуйста, в чем отличие СОУТ от аттестации рабочих мест?".

    Образец приказа о компенсации за вредные условия трудаДегтярь П.С.: Фактически специальная оценка условий труда является продолжением пенсионной реформы, которую сейчас проводит Правительство РФ. Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Уже в году за работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, работодатель будет обязан уплатить в ПФР дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 6%.

    В то же время предусмотрено, что работодатели могут освобождаться от уплаты страховых взносов по этим дополнительным тарифам на основании результатов специальной оценки условий труда.

    По замыслу разработчиков, процедура специальной оценки условий труда призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов. А во-вторых – стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.

    Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос задает Екатерина: "Здравствуйте! Что такое идентификация рабочих мест? Кто должен ее проводить?".

    Дегтярь П.С.: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона о специальной оценке условий труда идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения специальной оценки условий труда (и Методика, и Классификатор утверждены приказом Минтруда России от 24.01. № 33н).

    Из положений Методики следует, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с таковыми, указанными в Классификаторе;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.
  • Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, а полученные результаты утверждаются комиссией по специальной оценке условий труда.

    Ведущая: Далее свой вопрос задает Сергей Алексеевич: "Павел Сергеевич, здравствуйте! Что нового для комиссии на предприятии по оценке условий труда в 426-ФЗ?".

    Дегтярь П.С.: Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда. Ранее, при аттестации рабочих мест (АРМ), также создавалась аттестационная комиссия. Но Федеральный закон о спецоценки предъявляет ряд новых требований к составу комиссии по проведению указанной процедуры:

  • число членов комиссии должно быть нечетным;
  • если ранее при проведении АРМ в состав комиссии включались представители аттестующей организации, то при проведении специальной оценки условий труда в комиссию включаются только представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов). Представители организации проводящей специальную оценку условий труда, ее эксперты не входят в состав комиссии.
  • При проведении специальной оценки условий труда у работодателя, который относится к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются: работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (функций специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов).

    Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями ФЗ о специальной оценки условий труда.

    Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Далее Олег Геннадьевич интересуется: "Все ли рабочие места в организации должны пройти специальную оценку труда?".

    Дегтярь П.С.: Предусматривается ряд категорий работников, в отношении которых специальная оценка условий труда не проводится, то есть наличие либо отсутствие на их рабочих местах вредных и опасных производственных факторов не определяется. К ним относятся:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  • Ведущая: Следующий вопрос от Натальи Александровны: «Здравствуйте! С кем нужно заключать договор на проведение специальной оценки условий труда? Какие документы должны быть у организации?".

    Дегтярь П.С.: Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия, имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (статья 27 Федерального закона).

    В соответствии со статьёй 19 Федерального закона все организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организаций проводящих специальную оценку условий труда в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение специальной оценки условий труда;
  • организация, проводящая специальную оценку условий труда должна располагать не менее чем пятью экспертами, работающими по трудовому договору, имеющими сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценки условий труда. При этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене; врач по гигиене труда; врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • организация, проводящая специальную оценку условий труда должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации (сейчас это Федеральная служба по аккредитации, подведомственная Минэкономразвития РФ) в установленном законодательством РФ порядке. Область аккредитации - проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пп. 1 – 11 и 15 - 23 ч. 3 ст. 13 ФЗ о специальной оценке условий труда. Отмечу, что ФЗ о специальной оценки условий труда особо выделяет факторы, предусмотренные пп. 12 – 14 и 24 ст. 13; организация, проводящая специальную оценку условий труда не вправе проводить измерения указанных факторов, если они не включены в область ее аккредитации, но при этом может на основании гражданско-правового договора привлечь для измерения указанных факторов стороннюю испытательную лабораторию (центр), аккредитованную для их измерения.
  • Ведущая: Спасибо за ответ! Следующий вопрос задает Светлана: "Здравствуйте! Павел Сергеевич, объясните, пожалуйста, на рабочих местах в офисе, где есть только компьютеры, что можно идентифицировать из вредных факторов? Надо на этих рабочих местах проводить специальную оценку условий труда?".

    Образец приказа о компенсации за вредные условия трудаДегтярь П.С.: Ранее, приказом Минтруда России от 12.12.12 №590н, были утверждены изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест, в котором усматривалось следующее. Не подлежат аттестации рабочие места, работа на которых связана исключительно с компьютерами и (или) эксплуатацией копировально-множительной техники для нужд самой организации или иной офисной техники, а также бытовой техники, не используемой в технологическом процессе производства. Таким образом, предполагалось, что обычные офисные места, на которых сотрудники используют компьютеры, будут освобождены от аттестации.

    Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов. Никаких исключений для офиса в Федеральном законе о специальной оценки условий труда не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

    Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Далее Оксана Александровна интересуется: "Что такое декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям?".

    Дегтярь П.С.: Федеральный закон о специальной оценке условий труда устанавливает процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Если в результате идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда не выявил на рабочих местах таких факторов, а комиссия по специальной оценке условий труда признала условия труда допустимыми, то работодатель подает в государственную инспекцию труда в Ульяновской области декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее по тексту – декларация). Декларация – это документ, подтверждающий на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, что на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы и условия труда соответствуют государственным требованиям охраны труда. Работодатель должен подать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

    Роструду в соответствии с Федеральным законом о специальной оценки условий труда поручено формировать и вести реестр деклараций. Форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра установлены приказом Минтруда России от 7.02. № 80н (приказ направлен в Минюст РФ, регистрация пока не осуществлена). В принятии декларации может быть отказано, если ее форма не соответствует утвержденной (отказ по иным основаниям не допускается).

    Декларация может быть подана, в том числе, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью работодателя. Для этого необходимо заполнить соответствующую форму, размещенную на официальном сайте Роструда.

    В декларации указывается:

  • наименование подавшей декларацию организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), место нахождения и место осуществления деятельности, ИНН, ОГРН;
  • должность, Ф.И.О. руководителя организации, подписавшего декларацию;
  • перечень рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • дата и номер протокола комиссии по проведению СОУТ;
  • наименование организации, проводившей СОУТ (ИНН, ОГРН);
  • сведения об эксперте организации, проводящей специальную оценку условий труда: Ф.И.О. должность, порядковый номер в реестре экспертов;
  • даты принятия и окончания срока действия декларации.
  • Если декларация подается в отношении рабочего места, которое при проведении специальной оценки условий труда было признано аналогичным, то в этот документ должны быть включены сведения обо всех рабочих местах, аналогичных декларируемому рабочему месту.

    Срок действия декларации – пять лет, он исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Но в случае наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 ФЗ о специальной оценки условий труда, Роструд принимает решение о прекращении действия декларации в отношении конкретного рабочего места и проведении внеплановой специальной оценки условий труда. К таким обстоятельствам относятся:

  • несчастный случай на производстве с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого органом Роструда была принята декларация (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц),
  • выявленное у работника профзаболевание, - если причиной несчастного случая или профзаболевания стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Если действие декларации прекращается досрочно, то в течение 10 календарных дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств в реестре деклараций делается соответствующая запись.

    Если в течение пятилетнего срока действия декларации на рабочих местах не были зафиксированы несчастные случаи или профзаболевания работников, то срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

    Ведущая: Следующий вопрос задает Андрей Алексеевич: "Договоры на идентификацию вредных и опасных факторов на рабочих местах и на проведение специальной оценки условий труда должны быть разные?".

    Дегтярь П.С.: Целесообразнее заключать отдельные договоры. Реализация договора на идентификацию вредных производственных факторов, позволит Вам выйти на точный объём и конечную стоимость специальной оценки условий труда.

    Ведущая: Спасибо! Задает вопрос Аркадий: "Здравствуйте! Мы на предприятии закупаем хорошие, эффективные СИЗ для рабочих, где есть кл.3.2, 3.3. В каком порядке класс вредности условий труда может быть снижен?".

    Дегтярь П.С.: Положение ч. 6 ст. 14 Федерального закона, которое дает возможность снижать класс (подкласс) условий труда, установленный по результатам специальной оценки условий труда, на одну степень. Это возможно в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда (3 класс), эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в установленном соответствующим техническим регламентом порядке. Такое снижение класса условий труда может осуществляться по решению комиссии по специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку. При этом снижение класса условий труда должно осуществляться в строгом соответствии с методикой, которая должна быть утверждена Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Мало того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора комиссия по специальной оценки условий труда в порядке, указанном выше, может принять решение о снижении класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

    В организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда производится в соответствии с отраслевыми особенностями, которые утверждаются Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    В настоящее время данное положение не может применяться, поскольку методика снижения класса условий труда не утверждена.

    Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Далее вопрос от Людмилы Александровны: "Здравствуйте! На какие рабочие места составляется декларация соответствия условий труда и кем? И можно ли её подать на те рабочие места, где кл.1 или кл.2 определен аттестацией рабочих мест?".

    Дегтярь П.С.: Декларация соответствия условий труда подаётся работодателем на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда на рабочие места на которых по результатам идентификации не выявлены потенциально вредные и опасные факторы.

    Если по результатам, действующих материалов аттестации рабочих мест установлены допустимые и оптимальные условия труда, то без заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда и процедуры идентификации задекларироваться не предоставляется возможным.

    Ведущая: Вопрос задает Елена: "Какие отчеты, куда и в какие сроки надо подавать по окончании специальной оценки условий труда?".

    Дегтярь П.С.: После проведения всех необходимых процедур по оценке условий труда на рабочих местах полученные результаты специальной оценки условий труда подлежат документальному оформлению. Для этого организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о проведении специальной оценки условий труда. Форма отчета, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда РФ от 24.01. № 33н.

    Не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах, которых проводилась специальная оценка условий труда.

    Также работодатель вправе передавать в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учёта, указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12. № 426-ФЗ. в случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей по передаче в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

    Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Вопрос задает Евгений Валерьевич: "Возможно ли проведение специальной оценки условий труда за счет средств ФСС России? Какие документы необходимо оформить при этом?".

    Дегтярь П.С.: Передан на регистрацию в Минюст Приказ Минтруда России №103н от 20 февраля г. "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".

    Указанным проектом приказа внесены изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №580н от 10 декабря "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", который позволяет возместить за счет соцстраха средства, затраченные на мероприятия по охране труда, в частности, на спецоценку. Предполагается, что для оплаты спецоценки до 1 августа в свое отделение ФСС организации понадобится сдать план финансирования, копию коллективного договора или списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был установлен по результатам проведения спецоценки.

    Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Правил (проведение специальной оценки условий труда):

  • копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.
  • Ведущая: Спасибо! И последний вопрос: "Подскажите, пожалуйста, идентификация по факторам "Световая среда" и "Напряженность трудового процесса" должны проводиться на каждом рабочем месте?".

    Дегтярь П.С.: Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов световая среда идентифицируется на рабочих местах при освещенности рабочей поверхности при искусственном освещении, а также прямой и отражённой блёскости (при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением).

    При работе на открытой территории только в дневное время суток условия труда на рабочем месте по показателям освещенности рабочей поверхности признаются допустимыми условиями труда.

    Напряженность трудового процесса идентифицируется по следующим показателям:

  • длительность сосредоточенного наблюдения; плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени; число производственных объектов одновременного наблюдения;
  • нагрузка на слуховой анализатор; активное наблюдение за ходом производственного процесса
  • (идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами);
  • работа с оптическими приборами;
  • нагрузка на голосовой аппарат.
  • Ведущая: Павел Сергеевич, время нашего мероприятия подошло к концу. Большое спасибо вам за то, что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Думаю, что Ваши ответы на вопросы будут всем интересны и полезны. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

    Вопросы и Ответы по специальной оценке условий труда

    Образец приказа о компенсации за вредные условия труда

    Специальная ОЦЕНКА условий ТРУДА - ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

    С года все компании обязаны проводить специальную оценку труда. в соответствии с 426 ФЗ "О специальной оценке условий труда" на проведение оценки труда рабочих мест. Это очень важно, потому что от проведения оценки зависит результат условий труда и величина дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

    Как часто проводить специальную оценку ?

    По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет . Если же рабочее место было аттестовано, то оценку условий труда работников можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

    При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая оценка труда обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

    Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января года в организации проведена аттестация рабочих мест

    В общем случае не нужно. Если до 1 января года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ).

    Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

    Примечание. Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика

    Да, нужно. Потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ).

    Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и ст.212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

    Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.

    По каким тарифам платить дополнительные взносы в ПФР исходя из результатов прошлогодней аттестации?

    Мы провели аттестацию рабочих мест в апреле года. 10 рабочих мест были отнесены к маловредным: класс 3, степень 1, еще три – к опасным. По каким тарифам платить дополнительные взносы в ПФР?

    Два процента – за условия труда 1-й степени вредности. Восемь процентов – за опасные условия труда. Учтите, что дополнительными взносами за вредность облагаются только выплаты сотрудникам с вредными и тяжелыми условиями труда, которые имеют право на досрочную пенсию.

    Источники:
    www.vsu.ru, www.profiz.ru, helpboss.ru, www.garant.ru

    Следующие:


    20 сентебря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание

  • Объяснительная форма образец Объяснительная записка. Образец объяснительной запискиОбъяснительная записка, отсутствия ученика в школе на уроках, невыполнения задания, прогула, это

  • Акт приемки оборудования в монтаж образец заполнения АКТ ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ В МОНТАЖ. ФОРМА no. 12¦ Код ¦Склад¦ ¦¦операции¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦Акт

  • Образец объяснения в трудовую инспекцию Объяснительная запискаСодержаниеОбъяснительная записка - это один из видов служебной записки, который содержит объяснения причины какого-то события,

  • Производственная травма объяснительная образец Как писать объяснительную по производственной травме? хотелось бы увидеть образецСходите в трудовую инспекцию, они с "радостью"

  • Рекомендательное письмо психолога образец Рекомендательное письмо психологу образецМожешь представить, рекомендательное письмо психологу образец, какое письмо производили эти слова на мое

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,