коррекция зрения
Главная » Вопрос-ответ

Приказ по инвентаризации образец рб


Приказ об инвентаризации ОС и материалов

______________________________

(наименование организации)

ПРИКАЗ N _____

(постановление, распоряжение)

от "__" _________________ 20__ г.

Для проведения инвентаризации в ____________________________________

____________________________________________________________________

назначается инвентаризационная комиссия (постоянно действующая

центральная, рабочая) в составе:

1. Председатель (должность, фамилия, имя, отчество) ________________

и окончить _________________________

О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

(РБ-071-11)

Введено в действие

с 29 декабря г.

Москва

Положение о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации учетных единиц радиоактивных отходов.

Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю радиоактивных отходов, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, при их образовании, переработке, кондиционировании, хранении и захоронении.

Выпускается впервые 1 .

_________________

1 Разработано коллективом авторов в составе: Петровского Н.П. Гареева М.Д. Субботина Е.П. Кушневского Л.Н. Алешкина Г.Г. Капитановой Е.С. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Хрокапо И.О. Бокова Д.А. (Ростехнадзор).

I. Общие положения

1. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации (далее - Положение) входит в число руководств по безопасности, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации учетных единиц радиоактивных отходов (далее - РАО).

3. Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю РАО, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и РАО, при их образовании, переработке, кондиционировании, хранении и захоронении.

4. Основными целями инвентаризации РАО являются:

1) определение наличия учетных единиц РАО;

2) сверка соответствия фактического наличия учетных единиц РАО с учетными данными;

3) проверка соответствия фактических параметров характеристик учетных единиц учетным данным и выявление фактов их несоответствия.

5. Процедуры инвентаризации рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и нормативно-технических документов в области использования атомной энергии, действующих в организации, осуществляющей обращение с РАО (далее - организация).

6. Инвентаризация РАО в организации может быть первичной, плановой и внеочередной.

7. Первичная инвентаризация РАО в организации проводится один раз при регистрации организации в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - СГУК РВ и РАО).

8. Плановая инвентаризация РАО в организации проводится не реже одного раза в 5 лет в соответствии с положением по инвентаризации, разработанным в организации. Положение по инвентаризации высокоактивных РАО согласовывается с органом управления использованием атомной энергии.

9. Внеочередная инвентаризация РАО в организации проводится в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в случае смены лиц, ответственных за учет и контроль РАО, а также в иных случаях по решению руководителя организации, органа управления СГУК РВ и РАО на федеральном уровне, по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

II. Организация проведения инвентаризации

10. Инвентаризация РАО в организации проводится в подразделениях, осуществляющих обращение с РАО. По решению руководителя организации, или лица, им уполномоченного, инвентаризация РАО может проводиться как одной инвентаризационной комиссией, так и образованными при необходимости центральной инвентаризационной комиссией (далее - ЦИК) и рабочими инвентаризационными комиссиями (далее - РИК).

11. На РИК рекомендуется возлагать следующие функции:

1) проведение инвентаризации РАО в подразделении в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных документов по учету и контролю РАО;

2) оформление и предоставление в ЦИК результатов инвентаризации РАО в подразделении.

12. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции:

1) методическое руководство организацией и проведением инвентаризации РАО в подразделениях;

2) контроль выполнения РИК требований нормативной и технической документации по подготовке и проведению инвентаризации РАО;

3) оказание методической помощи РИК при проведении инвентаризации РАО;

4) контроль правильного оформления и своевременного представления в ЦИК отчетных документов по инвентаризации РАО;

5) рассмотрение и обобщение результатов инвентаризации РАО в подразделениях организации;

6) оформление и представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации РАО в установленной форме;

7) контроль выполнения РИК решений и рекомендаций ЦИК.

13. При проведении инвентаризации РАО в организации одной инвентаризационной комиссией на нее рекомендуется возлагать следующие функции:

1) проведение инвентаризации РАО в подразделениях организации в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных документов по учету и контролю РАО;

2) оформление и представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации РАО в установленной форме.

14. Основанием для проведения инвентаризации РАО является распорядительный документ (приказ, распоряжение) руководителя организации или лица, им уполномоченного. В указанном документе рекомендуется определять:

1) места проведения инвентаризации;

2) персональный состав инвентаризационной комиссии, лиц, ответственных за проведение инвентаризации;

3) сроки подготовки к проведению инвентаризации;

4) сроки подготовки инвентаризуемых РАО;

5) сроки проведения инвентаризации и предоставления отчетных документов с их результатами;

6) необходимые для проведения инвентаризации оборудование, материалы, документы;

7) мероприятия по обеспечению выполнения процедур инвентаризации;

8) время, после которого запрещаются любые перемещения РАО (кроме непрерывных технологических процессов) на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение РАО.

15. В состав инвентаризационных комиссий рекомендуется включать не менее трех человек.

16. Если в состав инвентаризационной комиссии входит три человека, то отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

17. В состав инвентаризационных комиссий рекомендуется назначать:

1) председателем ЦИК - главного инженера или заместителя руководителя организации;

2) председателем РИК - представителя руководства организации;

3) членами комиссии - лиц, ответственных за организацию сбора, хранения и сдачу РАО, специалистов по измерениям, представителей службы безопасности и других специалистов.

18. При проведении инвентаризации РАО одной комиссией рекомендуется назначать председателем комиссии главного инженера или заместителя руководителя организации.

19. Лица, ответственные за учет и контроль РАО, в состав инвентаризационных комиссий не включаются. Они присутствуют при работе комиссий.

20. Перед началом инвентаризации председателю комиссии рекомендуется провести инструктаж членов комиссии, в результате которого члены комиссии знакомятся со своими правами, обязанностями и ответственностью.

21. В состав процедур инвентаризации РАО рекомендуется включать:

1) подготовку к инвентаризации;

2) проведение инвентаризации в подразделениях;

3) оформление результатов инвентаризации.

III. Подготовка к проведению инвентаризации в подразделении.

Планирование проведения инвентаризации

22. Перед началом проведения инвентаризации инвентаризационной комиссии рекомендуется оценить объем работ и разработать план проведения инвентаризации, согласовав его с руководителем проверяемого подразделения.

23. В плане проведения инвентаризации рекомендуется указывать:

1) перечень, краткое содержание и последовательность выполнения работ по инвентаризации;

2) время выполнения работ по инвентаризации;

3) ответственных за выполнение работ по инвентаризации;

4) места проведения инвентаризации;

5) объем проверки пломбировочных устройств;

6) объем подтверждающих измерений.

Подготовка документов для проведения инвентаризации в подразделении

24. При подготовке документов членам инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить комплектность и содержание документов для проведения инвентаризации.

25. К документам, содержащим необходимую при проведении инвентаризации информацию о РАО, технических средствах и методах измерений РАО, оборудовании, используемом при обращении с РАО, как правило, относят следующие:

1) организационно-распорядительные документы (приказ или распоряжение руководителя организации на проведение инвентаризации, планы подготовки и проведения инвентаризации, разработанные инвентаризационной комиссией и утвержденные руководителем организации или лицом, им уполномоченным);

2) документы, определяющие процедуры проведения инвентаризации (стандарты, руководства, инструкции, методики);

3) документы, определяющие порядок выполнения измерений (стандарты, руководства, инструкции, методики, методические рекомендации);

4) учетные документы, содержащие данные о наличии, расположении и перемещениях РАО, подготовленные и сверенные лицом, ответственным за учет и контроль РАО (журналы учета РАО, сопроводительные документы, журналы установки и снятия пломбировочных устройств);

5) эксплуатационные документы на технические средства (инструкции, паспорта, формуляры, сертификаты, акты поверки и калибровки).

Подготовка радиоактивных отходов к проведению инвентаризации

26. Все РАО в подразделении, представляемые на инвентаризацию, рекомендуется перевести в учетные единицы. Учетными единицами РАО могут быть:

1) для РАО, кроме отработавших закрытых радионуклидных источников, - упаковка, хранилище;

2) для РАО в виде отработавших закрытых радионуклидных источников - отдельные источники.

К упаковкам рекомендуется относить контейнеры, бочки, закрываемые емкости.

27. До начала работы инвентаризационной комиссии РАО (кроме РАО, образующихся при непрерывных технологических процессах) приводятся в состояние, удобное для проверки наличия учетных единиц, их целостности, считывания их идентификационных номеров, а также проверки наличия и состояния пломбировочных устройств, установленных на упаковках с РАО.

28. Если упаковка, содержащая РАО, одновременно является единственной тарой для РАО, то ее рекомендуется укомплектовать соответствующим идентификатором.

29. Учетные единицы РАО, находящиеся в хранилищах или в местах временного хранения, рекомендуется группировать по категориям активности и видам агрегатного состояния, размещать на специально выделенных площадках, в помещениях, укрытиях, оборудованных пломбировочными устройствами. Для облегчения идентификации места нахождения каждой учетной единицы РАО на видном месте рекомендуется наносить нумерацию. Размещение каждой учетной единицы в хранилище рекомендуется документально регистрировать в учетных документах и в электронной базе данных системы учета и контроля РВ и РАО организации.

30. Места в хранилище, содержащие большое количество различных РАО, для удобства проведения инвентаризации рекомендуется разделять на отдельные участки.

31. Для мест временного хранения РАО рекомендуется составлять картограмму с указанием идентификационных номеров учетных единиц и мест их размещения.

32. При подготовке РАО к проведению инвентаризации также рекомендуется выполнить следующие мероприятия:

1) на периоды инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии прекратить любые перемещения или преобразования РАО (кроме непрерывных технологических процессов), включая их отправление и получение;

2) внести все необходимые данные в учетные документы, если это не было сделано ранее;

3) проверить полноту и правильность ранее сделанных записей.

Составление списка наличного количества учетных единиц радиоактивных отходов

33. Список наличного количества (далее - СНК) учетных единиц РАО рекомендуется составлять и подписывать лицу, ответственному за учет и контроль РАО. В него следует включать учетные данные о каждой учетной единице РАО, приведенные в учетных документах РАО (например, журналах учета РАО, учетных картах) на начало инвентаризации.

34. К началу инвентаризации СНК учетных единиц РАО рекомендуется представлять инвентаризационной комиссии в форме, удобной для сличения фактических и учетных данных.

Рекомендуемая форма СНК приведена в приложении № 1 к настоящему Положению.

Подготовка оборудования и средств измерений к инвентаризации

35. При подготовке оборудования к проведению инвентаризации РАО рекомендуется:

1) проверить вспомогательное оборудование, необходимое для проведения инвентаризации;

2) проверить наличие, состояние и соответствие оборудования требованиям эксплуатационных документов;

3) проверить наличие и дату последней проверки оборудования.

36. При подготовке средств измерения к проведению инвентаризации рекомендуется проверить их на соответствие предъявляемым требованиям.

IV. Проведение инвентаризации

37. При проведении инвентаризации рекомендуется:

1) проверить соответствие фактического наличия учетных единиц РАО их СНК;

2) установить соответствие фактических параметров характеристик учетных единиц РАО учетным данным;

3) проверить ведение учетных документов.

37. Для проверки соответствия фактического наличия учетных единиц РАО их СНК выполняются проверки:

1) наличия учетных единиц;

2) соответствия типа учетных единиц и их идентификаторов учетным данным;

3) целостности учетных единиц;

4) соответствия типа пломбировочных устройств учетным данным;

5) состояния пломбировочных устройств;

6) наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.

38. Проверки учетных единиц РАО рекомендуется проводить с учетом требований радиационной безопасности методом визуального или инструментального сличения идентификационных признаков учетных единиц с данными, приведенными в СНК, с определением признаков несанкционированного доступа и несанкционированного вмешательства.

39. При невозможности визуального или инструментального сличения идентификационных признаков учетных единиц с данными, приведенными в СНК, проверки могут осуществляться путем определения признаков несанкционированного доступа и несанкционированного вмешательства на основе результатов визуального контроля технического состояния сооружений для хранения РАО, пломбировочных устройств, данных систем дистанционного видеоконтроля, а также данных дистанционных измерений ионизирующего излучения. При этом определение количества учетных единиц РАО рекомендуется проводить на основе учетных данных.

40. Для хранилищ РАО (скважины, водоемы, траншеи, емкости), конструктивные особенности которых не позволяют провести проверку фактических параметров характеристик РАО и для которых подтверждено отсутствие несанкционированного доступа, определение количества РАО рекомендуется проводить на основе учетных данных.

41. При обнаружении в ходе проверки нарушений целостности учетной единицы РАО или пломбировочного устройства, несоответствия типа пломбировочного устройства учетным данным для подтверждения отсутствия недостачи или излишка РАО рекомендуется выполнять подтверждающие измерения:

1) массы и/или объема РАО в учетных единицах;

2) радионуклидного состава и активности радионуклидов в учетных единицах с применением спектрометрических технических средств контроля;

3) мощности дозы гамма-излучения в воздухе на расстоянии 0,1 м и 1,0 м от наружной поверхности учетной единицы;

4) других характеристик.

Измерения выполняются согласно разработанной в организации программе измерений, включающей в себя перечень методик выполнения измерений (инструкций), средств измерений, стандартных образцов, требования к точности измерений, перечень процедур пробоотбора и формы представления результатов.

42. Проверку соответствия фактических параметров характеристик учетных единиц РАО учетным данным рекомендуется проводить путем сравнения данных, полученных при определении фактического наличия РАО, с данными СНК, при этом следует учитывать естественный распад радионуклидов в учетных единицах.

43. При проверке учетных документов рекомендуется проверить подлинники приходно-расходных документов, паспорта (формуляры, сертификаты) на РАО, журналы учета РАО на предмет содержания данных обо всех подлежащих учету РАО, включая их количество, изменения количества, а также обо всех операциях, осуществленных с РАО. Рекомендуется проверить соблюдение срока хранения учетных документов согласно установленным требованиям. Следует обратить внимание на наличие неточностей, пропусков, исправлений в записях и других ошибок, возникающих при заполнении документов. Исправление учетных данных рекомендуется производить только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи и с отметкой ее как ошибочной.

V. Оформление результатов инвентаризации

44. При завершении инвентаризации РАО оформляется Акт инвентаризации РАО в организации, содержащий основные результаты инвентаризации по формам, установленным органом управления СГУК РВ и РАО, который подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии, а также лицом, ответственным за учет и контроль РАО, после ознакомления с его содержанием. Акт инвентаризации РАО в организации утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

45. В Акте инвентаризации РАО в организации отражаются:

1) результаты проверки учетных документов, проверки наличия учетных единиц РАО и условий их хранения;

2) все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;

3) предложения по ликвидации нарушений и недостатков в учете и контроле РАО, не устраненных в ходе инвентаризации;

4) основные результаты инвентаризации по формам, установленным органом управления СГУК РВ и РАО.

Рекомендуемая форма акта приведена в приложении № 2 настоящего Положения.

46. При проведении инвентаризации в нескольких подразделениях организации Акт инвентаризации РАО в организации рекомендуется составлять на основе результатов инвентаризации в каждом подразделении.

47. При выявлении в ходе инвентаризации недостачи (излишка) РАО рекомендуется составить пояснительную записку с указанием даты, времени и места обнаружения недостачи (излишка) РАО, а также лица, которое выявило недостачу (излишек) РАО. Пояснительная записка подписывается председателем и членами комиссии и прилагается к Акту инвентаризации РАО в организации.

БИЗНЕС КОНСУЛЬТАНТ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Инструкция по обращению с отходами (далее - инструкция) определяет порядок организации и осуществления деятельности, связанной с образованием (включая нормирование образования) отходов, сбором, учетом, перевозкой, хранением, использованием, передачей на переработку и обезвреживанием, в том числе путем захоронения на объектах размещения коммунальных отходов, отходов, образующихся в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания Приказ от ______ N _______

профсоюзного комитета

от _________ N ________

или или

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

(дата) __________ _____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

______________________

(дата)

Инструкция

по обращению с отходами производства

____________________________________________

(номер инструкции либо другие ее реквизиты)

1. Область применения

Инструкция по обращению с отходами (далее - инструкция) определяет порядок организации и осуществления деятельности, связанной с образованием (включая нормирование образования) отходов, сбором, учетом, перевозкой, хранением, использованием, передачей на переработку и обезвреживанием, в том числе путем захоронения на объектах размещения коммунальных отходов, отходов, образующихся в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации.

2. Нормативные ссылки

В настоящей инструкции использованы ссылки на следующие ТНПА и другие документы, не относящиеся к ТНПА:

СТБ МЭК 61195-2001 Лампы люминесцентные двухцокольные. Требования безопасности.

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 21046-86 Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия.

РД РБ 0212.6-2002 Методика отбора проб отходов.

СанПиН N 2.1.7.12-42-2005 Гигиенические требования к накоплению, транспортированию и захоронению токсичных промышленных отходов.

СанПиН N 2.1.7.14-20-2005 Правила обращения с медицинскими отходами.

СанПиН N 2.1.12-61-2005 Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья СанПиН N 11.19-94 Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ.

ГК 2.1.12-44-2005 Гигиенический классификатор токсичных промышленных отходов.

Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-3 "Об обращении с отходами".

Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 N 179 (с изм. и доп. вступившими в силу с 10.03.2007) "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 N 1391 "Об утверждении перечня опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2002 N 123 "О государственном реестре технологий по использованию отходов и государственном реестре объектов обезвреживания и размещения отходов".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2002 N 132 (ред. 15.03.2007) "Об организации использования отходов".

Положение по рациональному использованию древесных отходов, утвержденное Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 06.07.1999 г.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17 "Об утверждении инструкции о порядке инвентаризации отходов производства".

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10. N 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля г. N 1104".

Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2003 N 18/27 "Об утверждении правил определения нормативов образования коммунальных отходов".

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 N 33 (ред. от 31.12.) "Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды".

Инструкция о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 N 3/13/2.

Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.07.2006 N 98/12/10.

Правила ведения учета отходов, утвержденные постановлением Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 N 27.

Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства", утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.08. N 170

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85.

Перечень коммунальных отходов, утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.11.2001 N 21 г.

3. Термины и определения, сокращения и условные обозначения

3.1. В настоящей инструкции применяют следующие термины с соответствующими определениями:

вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами;

захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования;

инвентаризация отходов - деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования;

лимит захоронения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов;

лимит хранения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов;

несанкционированное размещение отходов производства - размещение отходов производства в несанкционированных местах размещения отходов либо без предварительно полученного письменного разрешения или не в соответствии с ним;

норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги;

обезвреживание отходов - деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием;

обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов;

объекты обезвреживания отходов - сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов;

объекты захоронения отходов - полигоны и иные сооружения, предназначенные для захоронения отходов;

объекты хранения отходов - сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов;

опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, в таком количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия;

отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых;

паспорт опасности отходов - документ, содержащий стандартизированное описание процессов образования отходов по месту их происхождения, их количественных и качественных показателей, правил обращения с такими отходами, методов их контроля, видов вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц, сведения о производителях отходов, иных лицах, имеющих их в собственности;

перевозка отходов - перемещение отходов транспортным средством, выполняемое на договорной основе или на других законных основаниях;

размещение отходов - хранение или захоронение отходов;

санкционированное захоронение отходов - захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов в порядке, установленном в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами;

санкционированное хранение отходов - хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов в порядке, установленном в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами;

санкционированные места захоронения отходов - объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами;

санкционированные места хранения отходов - объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами;

учет отходов - система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними;

хранение отходов - содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

3.2. В настоящей инструкции применены следующие обозначения и сокращения:

АБК - административно-бытовой корпус;

АКБ - аккумуляторные батареи;

ЛКМ - лакокрасочные материалы;

ПП - производственная площадка;

НПА - нормативно-правовые акты;

ИЭ - инженер-энергетик;

ООТ и ТБ - инженер по охране труда;

ОМТСиС - отдел материально-технического снабжения и сбыта;

ПДК - предельно-допустимая концентрация;

ППР - планово-предупредительный ремонт;

Эк - ведущий экономист;

РД РБ - руководящий документ Республики Беларусь;

РЦГЭ и ОЗ - республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;

СанПиН - санитарные правила и нормы;

СОЖ - смазочно-охлаждающая жидкость;

СОМТСиС - склад отдела материально технического снабжения и сбыта;

СУОС - система управления окружающей средой;

СУОТ - система управления охраной труда;

СП - структурное подразделение предприятия;

ТД - технический документ;

ТНПА - технический нормативно-правовой акт;

ТО - техническое обслуживание;

4. Общие положения

4.1. Инструкция предназначена для работников всех структурных подразделений __________________, осуществляющих работы по организации обращения и учета отходов, а также сбор, учет, хранение, использование и обезвреживание отходов, передачу на переработку и захоронение на объекты размещения коммунальных отходов, перевозку отходов и другие операции по обращению с отходами.

4.2. В инструкции используются основные понятия и их определения согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами".

4.3. Образование, сбор, накопление, хранение и обезвреживание отходов являются неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в ТНПА предприятия.

4.4. На основании настоящей инструкции должностные лица подразделений разрабатывают инструкцию по обращению с отходами структурных подразделений предприятия, в которых конкретизируют правила обращения со всеми видами образующихся отходов.

4.5. Инструкции структурных подразделений, в которых образуются отходы, согласовывают с главным инженером, ведущим экономистом.

Инструкции структурных подразделений утверждает главный инженер предприятия.

4.6. Настоящую инструкцию и инструкции структурных подразделений разрабатывают сроком на пять лет.

4.7. В настоящую инструкцию и инструкции структурных подразделений досрочно вносят изменения и дополнения в случаях:

строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, повлекших образование новых видов отходов и (или) изменение порядка обращения с ними;

изменения требований природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства Республики Беларусь, влекущего изменение порядка обращения с отходами, а также документов в области технического нормирования и стандартизации;

в иных случаях по согласованию с инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды ______________ района.

4.8. Внесение изменений и дополнений в инструкцию подлежит согласованию со структурными подразделениями, на которые эти изменения распространяются.

4.9. Для соблюдения законодательства в области обращения с отходами должно быть обеспечено постоянное хранение у главного инженера предприятия обязательных НПА, ТНПА и ТД регламентирующих все операции по обращению с отходами.

4.10. Лица, нарушившие требования настоящей инструкции, разработанной во исполнение Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами", несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5. Описание

5.1. Организация обращения и учета отходов

5.1.1. Целью организации обращения и учета отходов является определение объемов и видов отходов, в том числе и вторичного сырья, своевременное и достоверное документальное отображение действий по обращению с отходами, формирование данных для государственной статистической отчетности, предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среду.

5.1.2. Организация обращения с отходами предполагает функционирование на предприятии системы по обращению и учету отходов, основой является четкое распределение ответственности и обязанностей руководящего состава и исполнителей.

5.1.3. Приказом руководителя назначают следующих ответственных лиц:

- должностное лицо, осуществляющее общее руководство природоохранной деятельности, в том числе по обращению и учету отходов на предприятии в целом (главного инженера);

- должностное лицо, осуществляющее координацию деятельности по обращению и учету конкретных видов отходов - вторичных материальных ресурсов (начальник по материально-техническому снабжению и сбыту);

- должностное лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами производства, их приему от структурных подразделений, временному хранению, вывозу отходов на объекты захоронения отходов, полигон промышленных отходов или обезвреживание, а также учету отходов (начальник по материально-техническому снабжению и сбыта);

- должностных лиц, осуществляющие организацию работ в каждом подразделении предприятия, ответственных за выполнение работ по сбору, учету, вывозу отходов в места временного хранения (бригадиры производственных площадок).

5.1.4. Начальник отдела материально-технического снабжения и сбыта осуществляет деятельность по обращению с отходами производства, их приему от структурных подразделений, временному хранению, вывозу отходов на объекты захоронения отходов, полигон промышленных отходов или обезвреживание, а также учету отходов, обеспечивают и контролируют выполнение следующих работ:

- организация приема от структурных подразделений всех видов отходов;

- обеспечение погрузочно-разгрузочных работ средствами механизации и транспортными средствами для доставки отходов в места временного хранения или на утилизацию;

- соответствие расположения емкостей (тары) и содержания мест временного хранения отходов требованиям охраны труда, пожарной и экологической безопасности;

- своевременный вывоз отходов производства с территории предприятия;

- оформление документов для перевозки и передачи отходов производства на размещение;

- участие в проведении инвентаризаций отходов.

Начальник отдела материально-технического снабжения и сбыта обеспечивает средствами механизации для погрузочно-разгрузочных работ для доставки отходов в места временного хранения.

Начальник по материально-техническому снабжению и сбыту обеспечивает транспортными средствами для вывоза отходов на объекты захоронения отходов, полигон промышленных отходов или обезвреживание.

5.1.5. Лица, ответственные за организацию обращения и учета отходов в подразделениях, обеспечивают и контролируют выполнение следующих работ:

- ежегодную инвентаризацию образующихся отходов в своих подразделениях;

- осуществление раздельного сбора образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам;

- снабжение тарой для сбора отходов в местах их образования, соответствующей установленным требованиям и легко освобождаемой от накопившихся отходов;

- соответствие маркировки тары или упаковки содержащимся в них отходам;

- соответствие расположения емкостей (тары) и содержания мест временного хранения отходов требованиям охраны труда, пожарной и экологической безопасности;

- обеспечение соблюдения нормативов образования отходов;

- разработка природоохранных мероприятий в области обращения с отходами;

- ведение первичного учета образующихся отходов в подразделении.

5.1.6. Распределение ответственности за работы по обращению с отходами и их учету приведено в таблице 1.

Таблица 1

(пример)

Вид работы Ответственное лицо

Организация инвентаризации отходов. Главный инженер

Выявление образующихся отходов и их классификация в

соответствии с принятой в Республике Беларусь системой

классификации и кодирования отходов производства.

Проведение любых имеющих место операций по обращению с Бригадиры

Оформление сделки по отчуждению и (или) передаче (кроме Начальник отдела

перевозки) отходов другому лицу МТСиС

Ведение единого учета отходов

Расчет проектов лимитов на размещение отходов

производства

Получение разрешения на хранение и (или) захоронение

отходов

статистической отчетности об отходах

Осуществление производственного контроля обращения с Главный инженер

отходами

Бригадиры

Учет всех видов отходов производства в подразделении производственных

площадок

5.1.7. По результатам производственного экологического контроля при выявлении нарушений структурные подразделения разрабатывают план мероприятий по устранению нарушений с указанием сроков их исполнения. Результаты и сроки выполнения мероприятий сообщают главному инженеру.

5.1.8. Ответственные должностные лица по обращению и учету отходов обязаны повышать свои знания в области обращения с отходами, проходить обучение на специализированных курсах с последующей проверкой знаний вопросов обращения с отходами, образующимися в процессе производственной деятельности.

5.1.9. Ответственные лица структурных подразделений предприятия организуют и контролируют деятельность по обращению с отходами в соответствии с настоящей инструкцией и соответствующими инструкциями по обращению с отходами структурных подразделений предприятия.

5.2 Образование отходов

5.2.1. Все отходы, образующиеся на предприятии, разделяют по видам в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, и классам опасности и подлежат обязательному сбору и учету образования, хранения, использования, передачи на переработку специализированным предприятиям и удаления неиспользуемых отходов на объекты размещения отходов или на полигон промышленных отходов.

5.2.2. Перечень отходов нанесены на план-схему закрепления производственных участков по уборке территории предприятия (приложение А) и карту-схему мест хранения отходов производства на предприятии (приложение Б).

Номенклатура (виды), коды образующихся на предприятии отходов согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, класс опасности и периодичность вывоза приведены в приложении В.

5.3. Порядок разработки нормативов образования отходов

5.3.1. Нормативы разрабатывают для всех видов образующихся отходов производства и утверждают на срок до 5 лет по согласованию с инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды ___________________ района.

5.3.2. В соответствии с технологическими особенностями производства нормативы определяют в натуральных единицах или в процентах относительно единицы используемого сырья, материалов или относительно единицы производимой продукции.

5.3.3. Нормативы образования отходов производства в процентах определяют по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье (например, по отходам деревообработки, пластмасс, текстильных материалов, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и др. видам). Нормативы образования отходов производства с измененными физико-химическими свойствами по сравнению с первичным сырьем представляют в натуральных единицах измерения (кг/т, кг/м.куб. м.куб. /тыс. м.куб. и т.д.).

Если для производства однородной продукции используют несколько видов сырья, то нормативы определяют относительно единицы готовой продукции.

В случае, когда из одного вида сырья производят ряд наименований продукции, нормативы определяют по отношению к используемому сырью.

5.3.4. Нормативы определяют:

- по технологическому регламенту;

- исходя из утвержденных отраслевых удельных нормативов образования отходов;

- по данным справочных таблиц удельных нормативов образования отходов;

- по фактическому образованию отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);

- экспериментальным путем (на основании замеров).

5.3.5. Нормативы образования отходов производства разрабатывают должностные лица, ответственные за разработку нормативов на отдельные конкретные виды отходов.

5.3.6. Нормативы образования отходов (за отчетный год) ежегодно до 5 декабря текущего года должны быть представлены лицами, ответственными за их разработку в структурных подразделениях для утверждения главным инженером и составлении им государственной статистической отчетности по форме 1-отходы, а также для получения в инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды ___________________ района разрешения на хранение и (или) захоронение отходов и установления лимитов на их размещение.

5.3.7. При превышении планируемых нормативов образования отходов производства руководители цехов и структурных подразделений разрабатывают план природоохранных мероприятий по уменьшению образования отходов и (или) повышению индекса (уровня) их использования, для утверждения главному инженеру по форме согласно приложению Г. Результаты и сроки выполнения мероприятий сообщают главному инженеру.

5.3.8. Производственный контроль соблюдения нормативов образования отходов производства, осуществляет главный инженер в рамках общего производственного контроля за обращением с отходами, и он состоит в их сопоставлении с фактическими удельными показателями образования отходов и выяснении причин превышений, если они имеют место на производственных участках.

5.3.9. Способы определения нормативов образования отходов и ответственные за разработку нормативов образования по каждому виду отходов приведены в приложении Д.

5.3.10. При расчете нормативов образования отходов производственного потребления расчетно-аналитическим и опытным путем, статистическим методом рекомендуется руководствоваться таблицами, приведенными в приложении Е.

Основные способы, согласно которым рассчитывают нормативы образования отходов вспомогательного производства, и алгоритм расчета приведены в приложении Ж.

5.3.11. При установлении норматива образования обтирочного материала, загрязненного маслами (код отхода - 5820601(02)) рекомендуют руководствоваться удельными показателями образования обтирочных материалов при обслуживании станков (приложение К).

5.3.12. При определении нормативов образования отходов, образующихся при эксплуатации и обслуживании автомобильного транспорта (отработанных аккумуляторов, изношенных шин, обтирочного материала, загрязненного маслами, отработанных аккумуляторных электролитов и др.) рекомендуют руководствоваться удельными нормативами образования отходов, приведенными в приложении Л.

5.4 Сбор отходов

5.4.1. Образующиеся отходы собирают раздельно по видам, классам опасности и признакам, обеспечивающим их использование в качестве вторичного сырья, обезвреживание и экологически безопасное размещение.

5.4.2. Условия сбора, хранения и накопления определены классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары:

- отходы первого класса опасности должны храниться в герметичных емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);

- отходы второго класса опасности - в надежно закрытой таре (закрытые ящики, пластиковые пакеты, полиэтиленовые мешки);

- отходы третьего класса опасности - в полиэтиленовых и бумажных мешках и пакетах, в хлопчатобумажных тканевых мешках, которые по мере заполнения затаривают, а затем доставляют в места хранения отходов;

- отходы четвертого класса опасности могут храниться открыто - навалом, насыпью в специальном месте или контейнере для промышленных отходов.

5.4.3. Сбор опасных отходов в жидкой фазе и пастообразных осуществляют в специальной емкости, обеспечивающей герметичность и антикоррозионную устойчивость и установленной в специально отведенном месте, согласованном с органами государственного санитарного надзора.

5.4.4. Сбор отходов здравпункта осуществляют после предварительного обеззараживания согласно СанПиН N 2.1.7.14-20.

5.4.5. Заполнение упаковочных средств и тары производят на устойчивом основании. Внутреннее пространство тары должно быть доступно для визуального контроля в течение всего цикла загрузки.

5.4.6. Упакованные отходы маркируют с указанием наименования отхода, класса опасности, даты и фамилии ответственного лица.

5.4.7. Опасные отходы подлежат упорядоченному, доступному для визуального контроля хранению. Во избежание чрезмерных механических воздействий, которые могут привести к нарушению герметичности или устойчивости упакованных отходов, необходимо беречь их от толчков, падений и опрокидывания. Следует исключить возможность нагревания отходов за счет их теплового или светового облучения.

5.4.8. Классификация отходов, их характеристика, порядок и правила сбора конкретных видов отходов с учетом требований природоохранного, санитарного и противопожарного законодательства, включая тару для сбора и хранения, способ и периодичность удаления отходов, определены в инструкции по обращению с отходами в структурных подразделениях.

5.4.9. Контейнеры и тара для сбора и хранения отходов должны иметь крышки.

5.4.10. В каждом структурном подразделении предприятия вывешивают карты-схемы расположения тары для сбора отходов, утвержденные руководителем структурного подразделения.

5.4.11. Необходимо:

- в случае образования вторичных материальных ресурсов (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, стекло, полиэтилен, полиэтилентерефталат и др.) осуществлять их сбор и не допускать попадания их в отходы, подлежащие сбору и вывозу на захоронение;

- собирать и складировать отходы, подлежащие специальному обезвреживанию, такие, как отработанные ртутьсодержащие источники света, офисная техника и др. в специальных местах и не допускать их попадание в контейнеры для сбора отходов, подлежащих захоронению;

- собирать и складировать отходы разных видов в предназначенные для них контейнеры.

5.4.12. При проведении работ по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья следует соблюдать требования СанПиН N 2.1.12-61.

5.4.13. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства в виде отходов картона, картонной упаковки и др. подлежит сбору в контейнер для отходов картонной упаковки, расположенный на специальной площадке согласно схемам.

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства подлежит сбору в специальный ящик (например, коробка из-под бумаги), который должен быть в каждом офисе. Затем наполненные ящики складируют в специально отведенном месте согласно схемам. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства хранят в количестве не более одной транспортной единицы и затем передают на переработку в специализированные организации согласно договору. Ответственным за организацию обращения с макулатурой в АБК является старший инспектор канцелярии, в остальных структурных подразделениях - начальники структурных подразделений. Ответственными за прием и учет макулатуры является начальник отдела материально-технического снабжения и сбыта.

5.4.14. Контейнеры и другую тару для сбора отходов маркируют с указанием класса опасности и вида собираемых отходов, номера и массы емкости и средней массы вывозимого отхода.

5.4.15. Слив отходов из оборудования в канализацию (промышленную, хозфекальную, ливневую) можно осуществлять при условии соответствия содержания веществ в промышленных стоках ПДК, утвержденным решением Минского городского исполнительного комитета для структурных подразделения расположенных в г. Минске и инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды _______________________ района для подразделений предприятия расположенных в г. ____________ ________________ районе.

5.4.16. Обращение с отходами, образующимися в структурных подразделениях предприятия осуществляют согласно с утвержденными инструкциями по обращению с отходами в _____________________ по каждому из перечисленных структурных подразделений.

5.4.17. Обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами, имеющими в качестве заполнителя ртуть металлическую, а также с использованными и вышедшими из строя приборами с ртутным заполнением осуществляют согласно требований инструкций по обращению с указанными лампами и приборами.

5.4.18. Грунт, загрязненный нефтепродуктами от удаления масляных пятен, шлам мойки деталей автомобилей (в случае образования), шлам очистки емкостей (в случае образования), шлам пескоуловителей с содержанием нефтепродуктов, бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами, опилки древесные промасленные, шлам после отстаивания СОЖ собирают в специальные емкости (контейнеры, металлические ящики) с крышками согласно схемам.

Источники:
buhgalter.by, meganorm.ru

Следующие:

25 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное

  • Приказ на выдачу подотчетных сумм образец Приказ о порядке расчетов с подотчетными лицамиДобрый день!Цитата: Деньги директору под отчет по новым правиламp>Надежда Шорохова, налоговый консультант компании UHYЯнс-Аудит

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Ситуации в жизни

  • Образец приказа о полномочиях заверять документы Заверение копий документов в личном делеНэт | 22.03. 17:51Добрый день! Недавно устроилась на новую работу. Так вот в практике работавших

  • Образец заполнения заявления на выдачу инн Заявление на получение ИННЗаявлением на получение ИНН называется официальное обращение нескольких лиц или одного гражданина к должностному лицу, в государственный

  • Делопроизводство образцы приказов в беларуси Помощь: Проверка правильности составления приказов по личному составу (общие вопросы, прием на работу)ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПРИКАЗОВ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ (ОБЩИЕ

  • Бланк приказа о командировании казахстан приказ на командировкуВ государственном медицинском учреждении врач выезжает в командировку на специализацию. Отдел кадров врачу предоставляет путевку на специализацию, где

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,