коррекция зрения
Главная » Обучение делопроизводству

Образец приказа о постановке на баланс здания


Анонсы

С 1 января текущего года изменился порядок привлечения на работу иностранных граждан. В нововведениях поможет разобраться Яна Метелева . юрист и консультант по вопросам трудового законодательства.

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухгалтерский учет в бюджетной сфере За бюджетным образовательным учреждением закреплено на праве оперативного управления нежилое здание (учебный корпус). Свидетельство о государственной регистрации права получено учреждением в феврале года (документы были сданы 18.01.). Здание было построено в 1958 году и находилось в собственности муниципального образования, оно не имеет какой-либо балансовой стоимости. Учреждение обязали провести оценку рыночной стоимости здания для постановки его на баланс. Рыночная стоимость здания составила 35 млн. руб. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать при принятии здания на баланс, если в акте приема-передачи нет суммы ранее начисленной амортизации?

31 марта

По общему правилу при получении объектов государственного имущества от любых государственных организаций (органов власти) учреждения (получатели бюджетных средств) принимают их к бухгалтерскому учету по балансовой (фактической) стоимости с одновременным отражением, в случае наличия, суммы начисленной амортизации (п. 29 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. ", утвержденной приказом Минфина России от 01.12. N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной казны осуществляются учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны (п. 94 Инструкции N 157н).

Таким образом, если при приеме-передаче объекта недвижимого имущества Ваше учреждение не получило какие-либо данные, необходимые для принятия имущества к учету в соответствии с требованиями п.п. 29, 94 Инструкции N 157н, прежде всего желательно направить в уполномоченные органы соответствующие запросы.

И только в том случае, если в ответ на данные запросы будет получено письменное заключение о невозможности предоставления информации, недвижимое имущество может быть принято к учету в порядке, отличном от установленного п.п. 29, 94 Инструкции N 157н.

Именно такой подход, по нашему мнению, поможет избежать возможных претензий со стороны контролирующих органов.

Таким образом, при выполнении указанного выше условия, руководствуясь положениями п.п. 25, 31 Инструкции N 157н, Ваше учреждение обоснованно может принять к бухгалтерскому учету объект недвижимости по его текущей рыночной стоимости. Считаем, что в этом случае полностью будут выполнены требования п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по формированию в бухгалтерском учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Кроме того, учитывая тот факт, что принимаемое к учету здание ранее уже эксплуатировалось, дата окончания срока его полезного использования определяется в общеустановленном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта (смотрите последний абзац п. 44 Инструкции N 157н).

А расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции N 157н).

Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует понимать, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции N 157н, п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12. N 162н, далее - Инструкция N 162н).

При этом из содержания Инструкции N 157н следует, что данное правило применимо как к объектам основных средств, так и к объектам, учитываемым в составе имущества казны.

Учитывая указанные выше нормы Инструкций N N 157н, 162н, а также положения п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", представляется возможным сделать следующий вывод: порядок отражения поступившего здания в рассматриваемой ситуации должен "корреспондировать" с порядком отражения данного объекта в учете передающей стороны.

Иными словами, должна быть исключена возможность отражения стоимости одного и того же объекта в балансовом учете двух субъектов учета (передающей и принимающей стороны).

Таким образом, до получения Вашим учреждением документов, подтверждающих обоснованное списание здания с учета передающей стороны, данный объект может быть учтен только на отдельном забалансовом счете, использование которого может быть предусмотрено учетной политикой.

Документами, на основании которых объект может быть принят к балансовому учету, являются:

Извещение (форма 0504805); Акт приема-передачи; копии документов, подтверждающих прекращение права оперативного управления передающей стороны на объект.

Обратите внимание, что если объект учитывался у передающей стороны в составе основных средств, то, по мнению специалистов финансового ведомства, до государственной регистрации права оперативного управления новым балансодержателем он обоснованно может учитываться на счете 10700 "Нефинансовые активы в пути" 1. При этом после государственной регистрации права оперативного управления может быть доначислена амортизация за время учета объекта на данном счете.

В то же время из вопроса следует, что объект на дату передачи в Ваше учреждение не имеет какой-либо балансовой стоимости и, следовательно, не учитывался в составе основных средств. Кроме того, Ваша организация не располагает достоверными данными об учете получаемого имущества, например, в составе капитальных вложений передающей стороны.

При таких условиях наиболее обоснованным считаем принятие объекта к балансовому учету только на основании документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления на данное здание. В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (п.п. 25, 38, 48, 130 Инструкции N 157н; п.п. 7, 31 Инструкции N 162н) 2 :

Дебет КРБ 110611310 Кредит КРБ 130200730, 120800660

- отражены дополнительные расходы, произведенные учреждением в связи с безвозмездным получением объекта основных средств;

Дебет КРБ 110611310 Кредит КДБ 140110180

- после государственной регистрации права оперативного управления отражена текущая рыночная стоимость полученного имущества (с одновременным списанием соответствующей суммы с забалансового учета) 3 ;

Дебет КРБ 110112310 Кредит КРБ 110611310

- после государственной регистрации права оперативного управления нежилое здание принято к учету в качестве основного средства.

Начисление амортизации по данному объекту отражается в бюджетном учете в общеустановленном порядке, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, линейным способом до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета) ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации, исчисленной исходя из балансовой стоимости и срока полезного использования, исчисленного с учетом срока фактической эксплуатации объекта (с 1958 года) (п. 85, 86 Инструкции N 157н).

Приобретение здания и земельного участка под ним: порядок учета и налогообложения

Наша организация приобрела объект недвижимости (склад для оптовой торговли) в мае года, расчет с продавцом произведен в июне года, право собственности зарегистрировано в декабре года, и акт приема-передачи унифицированной формы № ОС-1 нам передали в декабре года. Это связано с тем, что склад был обременен залогом и до снятия обременения мы не могли его зарегистрировать. В договоре указано, что право собственности на склад переходит на дату подписания акта приема-передачи.

Земля под объектом находилась в муниципальной собственности. Мы выкупили эту землю по договору купли-продажи в июле года, право собственности на землю будет зарегистрировано в августе.

Место нахождения организации – Свердловский район г. Красноярска, склад и земля расположены в Ленинском районе г. Красноярска. На складе нет работников, он используется только для хранения и отпуска товаров (кладовщик приезжает с покупателями).

В связи с этим у нас такие вопросы.

Когда мы должны поставить склад на бухгалтерский учет?

Порядок бухгалтерского учета основных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п.п. 41, 42, 46-54 (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Согласно пп. «а» п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при условии, что он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (далее – Методические указания) основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на основные средства:

- принадлежащие организации на праве собственности;

- находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

- полученные организацией в аренду;

- полученные организацией в безвозмездное пользование;

- полученные организацией в доверительное управление.

Согласно п. 52 Методических указаний (в редакции, действующей с 01.01.) Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательстве порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, далее – ПВБУ (в редакции, действующей с 01.01.) к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на приобретение зданий, оборудования, иных материальных объектов длительного пользования.

Таким образом, из норм п. 4 ПБУ 6/01, п.п. 21 и 52 Методических указаний и п. 41 ПВБУ, применяемых в совокупности, следует, что организация вправе принять к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объект недвижимости при условии, что:

- право собственности на объект перешло к организации;

- объект передан организации на основании акта приемки-передачи или иного документа;

- объект введен в эксплуатацию и используются для производственных или управленческих нужд.

Как следует из вопроса, договор купли-продажи объекта недвижимости подписан в мае года. Согласно договору право собственности на склад переходит к покупателю на дату подписания акта приема-передачи. Акт приема-передачи объекта подписан в декабре года, в этом же месяце право собственности покупателя на склад зарегистрировано в установленном порядке.

В бухгалтерском учете организации (покупателя) указанные операции отражаются следующими проводками:

Дебет 60, субсчет «Авансы выданные» Кредит 51 – на дату оплаты: перечислена оплата по договору купли-продажи;

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Кредит 76 «НДС с авансов выданных» - на сумму НДС с аванса, перечисленного покупателю (эту проводку можно сделать только при наличии счета-фактуры от продавца на аванс);

Дебет 08.4 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на дату акта приема-передачи объекта: в составе незавершенных капитальных вложений учтен приобретенный объект, право собственности на который перешло к организации;

Дебет 19.1 Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - НДС, предъявленный продавцом в счете-фактуре;

Дебет 60, субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 60, субсчет «Авансы выданные» - зачет аванса выданного;

Дебет 76 «НДС с авансов выданных» Кредит 68. субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» - восстановлен НДС с авансов (только в случае, если продавец выставлял счет-фактуру на аванс);

Дебет 01 Кредит 08.4 – основное средство принято к бухгалтерскому учету в составе основных средств на основании приказа руководителя о вводе объекта в эксплуатацию и принятию его к учету (на дату приказа руководителя, который составляется в декабре при условии, что склад готов к эксплуатации);

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Кредит 19.1 – налоговый вычет НДС по принятому на учет объекту.

Согласно п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету .

В изложенной в вопросе ситуации начисление в бухгалтерском учете амортизации по складу начинается с января года.

Когда мы должны учесть склад в составе основных средств в налоговом учете?

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода.

Согласно п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Как следует из вопроса, право собственности на здание склада перешло организации в декабре года, в этом же месяце документы поданы на госрегистрацию этого права, склад введен в эксплуатацию и начал использоваться для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, для целей налогообложения прибыли объект следует включить в соответствующую амортизационную группу в декабре года.

Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию . Соответственно, амортизацию по складу следует начислять для целей налогообложения прибыли, начиная с января года.

Можем ли мы учесть расходы на приобретение земельного участка по налогу на прибыль?

В соответствии с п. 1 ст. 264.1 НК РФ расходами на приобретение права на земельные участки признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства.

Согласно п. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ указанная норма распространяется на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков в период с 01.01.2007 по 31.12..

В отношении договоров купли-продажи земельных участков, заключенных в году, указанная норма не действует.

Согласно п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации земля. Следовательно, для целей налогообложения прибыли нельзя учесть расходы на приобретение земли через амортизационные отчисления.

Расходы на приобретение земельного участка для целей налогообложения прибыли организация вправе учесть только при продаже этого земельного участка на основании пп.2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Как учесть земельный участок в бухгалтерском учете?

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 земельные участки учитываются в составе основных средств. На дату заключения договора купли-продажи земельного участка в бухгалтерском учете следует сделать проводку: Дебет 08.1 Кредит 60. В состав инвентарной стоимости земельного участка (по дебету субсчета 08.1) также следует включить иные затраты, связанные с его приобретением, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01.

После государственной регистрации права собственности на земельный участок его следует учесть в составе основных средств: Дебет 01 Кредит 08.1.

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 земельные участки не подлежат амортизации.

Когда мы должны начать платить налог на имущество?

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета .

Таким образом, при исчислении налога на имущество в налоговую базу включают остаточную стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета.

Остаточную стоимость склада, который был принят к бухгалтерскому учету в декабре года, следует отразить в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за год по строке 140 (на 31.12) раздела 2. При этом остаточная стоимость склада в декабре года будет равна его первоначальной стоимости.

Обратите внимание, земельные участки не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций (пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Должны ли мы встать на налоговый учет в Ленинском районе по месту нахождения земельного участка и обособленного подразделения (склада)?

На основании п. 4 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Таким образом, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения земельного участка на основании сведений, которые в налоговый орган направит орган, осуществляющий госрегистрацию прав на земельные участки. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет юридического лица по месту нахождения земельного участка в течение 5-ти дней со дня поступления вышеуказанных сведений и выдать или направить почтовым отправлением налогоплательщику уведомление о постановке его на учет (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно совершать какие-либо действия по постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.

Поскольку земельный участок расположен в Ленинском районе г. Красноярска, то постановку на учет осуществит Межрайонная инспекция № 24 ФНС России по Красноярскому краю (г. Красноярск, ул. Павлова, 1, строение 4).

Согласно ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места . Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как следует из вопроса, по месту нахождения склада стационарные рабочие места не оборудованы. В связи с этим у организации не образуется обособленное подразделение с точки зрения налогового законодательства, и нет обязанности по его регистрации в налоговом органе.

С какого времени у нас наступает обязанность по уплате земельного налога?

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности . на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Минфином РФ в письме от 12.07. № 03-05-06-02/47 разъяснено, что основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов. На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у организации с момента внесения записи в реестр (письмо Минфина РФ от 15.03. № 03-05-05-02/12).

Таким образом, организация станет плательщиком земельного налога с того месяца, в котором будет зарегистрировано право собственности на земельный участок.

По какой ставке мы должны уплачивать земельный налог?

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ).

В Красноярске порядок взимания земельного налога установлен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32. Ставка земельного налога устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. При этом ставка 0,1% установлена в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ;

- предназначенных для жилищного строительства;

- отнесенных к сельскохозяйственным землям;

- предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или садоводства;

- занятых гаражами и автостоянками.

В отношении прочих земельных участков ставка составляет 1,5%.

Земельный участок, занятый складским помещением, предназначенным для оптовой торговли, относится к прочим земельным участкам.

Каков порядок уплаты земельного налога и представления налоговой отчетности в Красноярске?

Согласно п. 2.3.1 Решения Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32 организации уплачивают:

- земельный налог не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- авансовые платежи не позднее последнего дня месяца . следующего за отчетным периодом.

Отчетными периодами по земельному налогу для организаций признаются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал календарного года (п. 1 ст. 393 НК РФ).

За налоговый период (календарный год) организации представляют налоговую декларацию по земельному налогу по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 398 НК РФ). Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 28.10. № ММВ-7-1/696@.

Авансовые расчеты налога организации не представляют.

Таким образом, организация, у которой земельный участок находится в Ленинском районе г. Красноярска, должна представлять налоговую декларацию за налоговый период (календарный год) в Межрайонную инспекцию № 24 ФНС России по Красноярскому краю.

Как рассчитать земельный налог, если право собственности на землю будет зарегистрировано в августе года?

Налоговая база по земельному налогу исчисляется в отношении каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По земельному участку, который образован не с начала налогового периода, кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет. Основание - п. 1 ст. 391 НК РФ.

Организация определяет налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом принадлежащем ей земельном участке (п. 3 ст. 391 НК РФ). Сведения о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик может получить при обращении в территориальный орган Росреестра, который предоставляет указанную информацию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

Порядок исчисления суммы налога и авансовых платежей установлен статьей 396 НК РФ.

Если земельный участок организация зарегистрирует в августе, то уже за 3 квартал организация должна исчислить и уплатить в бюджет не позднее 31 октября авансовый платеж.

При исчислении авансового платежа применяется ¼ налоговой ставки (0,375%). Если право на земельный участок возникает не с начала квартала, то авансовый платеж исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных календарных месяцев владения участком к трем:

- до 15 августа включительно применяется коэффициент 2/3;

- после 15 августа – 1/3.

Например, при кадастровой стоимости земельного участка 2 000 000 рублей авансовый платеж составит:

а) регистрация до 15 августа включительно - 2 000 000 х 0,375% х 2/3 = 5 000 руб.;

б) регистрация после 15 августа – 2 000 000 х 0,375% х 1/3 = 2 500 руб.

Аналогичным образом исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет не позднее 10 февраля следующего года. Поправочный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев владения участком в налоговом периоде к 12. При этом исчисленный за налоговый период налог уменьшается на сумму начисленных авансовых платежей.

Для рассмотренного примера сумма налога к уплате в бюджет составит:

а) регистрация до 15 августа включительно - 2 000 000 х 1,5% х 5/12 – 5 000 = 7 500 руб.;

б) регистрация после 15 августа – 2 000 000 х 1,5% х 4/12 – 2 500 = 7 500 руб.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на уплату земельного налога?

Порядок отнесения земельного налога в расходы в бухгалтерском учете следует предусмотреть в бухгалтерской учетной политике. Указанные расходы могут быть отнесены как в расходы по обычным видам деятельности, так и в прочие расходы.

В организации, осуществляющей оптовую торговлю, к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с приобретением и продажей товаров (п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н). Состав прочих расходов приведен в п. 11 ПБУ 10/99, перечень этих расходов является открытым.

Для целей бухгалтерского учета расходы по земельному налогу отражаются на дату начисления авансов и налога (последний день квартала): Дебет 91.2 (или 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по земельному налогу».

В налоговом учете расходы по земельному налогу отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются на дату начисления налогов (авансовых платежей) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы по подключению склада к электроснабжению (получение технических условий, приобретение щитков, электросчетчиков), которые произведены после ввода склада в эксплуатацию?

В связи с тем, что организация приобрела по договору купли-продажи бывший в употреблении объект недвижимости, готовый к эксплуатации и не требующий осуществления дополнительных работ, объект правомерно был принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств.

Расходы на приобретение электроприборов и услуги по подключению к электрическим сетям относятся к текущим расходам торговой организации и включаются в состав издержек обращения по статье «Расходы на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений». Указанные расходы отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 44 Кредит 10 – списана стоимость электроприборов, установленных в здании;

Дебет 44 Кредит 60 (76) – отражена плата за технологическое подключение к электросетям.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли признаются документально подтвержденные экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Экономическая оправданность означает, что расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности, целью которой является получение доходов. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (в т.ч. содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

В письме Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-03-05/62 указано на то, что плата за технологические присоединение к электрическим сетям учитывается для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина РФ от 03.05. № 03-03-06/1/279 в отношении платы за обеспечение технической возможности подключения к сетям водоотведения.

Никаких исключений из правил определения налоговой базы для организаций и обособленных подразделений, созданных (ликвидированных) в течение налогового периода, глава 30 Налогового кодекса РФ не содержит.

Поэтому если организация создана в период с 1 января по 30 ноября (включительно), то первым налоговым периодом по налогу на имущество для нее будет время с момента создания до конца года. Первым отчетным периодом будет время с момента создания до конца текущего квартала.

Если организация создана в декабре, то первым налоговым периодом для нее будет время с момента создания до конца следующего года. Первым отчетным периодом будут четыре месяца: с декабря по март следующего года включительно.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 55 Налогового кодекса РФ.

Пример определения первого срока уплаты налога на имущество вновь созданной организацией

ЗАО «Альфа» создано в декабре года. На балансе организации числятся основные средства, которые являются объектом обложения налогом на имущество.

Бухгалтер «Альфы» не стал платить налог на имущество и подавать налоговую декларацию за год. Первый авансовый платеж он перечислил по итогам I квартала года.

Налоговую базу по налогу на имущество бухгалтер определил как среднегодовую стоимость основных средств, отраженных в балансе по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля года.

Как отразить в учете уже используемое, но еще недостроенное здание

Компания ГАРАНТ

Организация приобрела объект незавершенного строительства (степень готовности - 90%, имеется свидетельство о государственной регистрации). На данный момент осуществляются достройка здания и его внутренняя отделка. Разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта нет. Часть помещений используются под кабинеты, часть - сдана в аренду. Должен ли объект незавершенного строительства, частично используемый по договору аренды, облагаться налогом на имущество?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация вправе не начислять налог на имущество по объекту незавершенного строительства, если он требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации. Такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.

Вместе с тем, учитывая, что часть помещений данного объекта фактически используется в производственной деятельности или сдается в аренду, не исключены претензии налогового органа о не начислении налога на имущество с фактически используемых площадей.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" определено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В свою очередь, п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, определяет, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

В соответствии с частью 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденная постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698, оперирует именно данной нормой законодательства.

К завершенному капитальному строительству относятся завершенные строительством здания и сооружения, по которым установленным порядком получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Если организация, установившая, например, в своей учетной политике момент ввода построенного (приобретенного) объекта недвижимости в эксплуатацию при выполнении всех условий п. 4 ПБУ 6/01, фактически произведет ввод такого объекта в эксплуатацию, не согласовав его с датой получения указанного разрешения, то она несет риск возможных последствий технологического и административного характера (в случае их свершения) на объекте, на который не получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Следовательно, по общему правилу незавершенные капитальные вложения налогоплательщик не должен принимать к учету в качестве основного средства (и, соответственно, включать их стоимость в облагаемую базу по налогу на имущество). По мнению Минфина (письмо от 20.01. N 03-05-05-01/01), разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию является основанием для регистрации прав собственности и учета объекта в составе основных средств и, следовательно, для обложения налогом на имущество организаций.

Как следует из постановления Президиума ВАС от 16.11. N ВАС-4451/10, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.

Данная позиция Президиума ВАС была доведена до сведения налоговых органов для использования в работе письмом ФНС РФ от 12.08. N СА-4-7/13193@ "О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам".

На основании указанных норм можно сделать вывод, что критериями для принятия организацией созданного путем строительства объекта недвижимости на учет в качестве объекта основных средств являются следующие обстоятельства:

- объект существует физически, то есть строительство его завершено, он сдан в эксплуатацию в установленном порядке;

- объект передан организации по акту приема-передачи, вследствие чего у организации возникло право владения и пользования этим имуществом, которое может быть подтверждено документально (соответствующим договором о приобретении строящегося объекта, актом приема-передачи);

- объект отвечает в совокупности условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01.

Аналогичное мнение нашло отражение в разъяснениях Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 22.06. N 03-03-06/1/425, от 09.06.2009 N 03-05-05-01/31, от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33).

К таким же выводам приходят и суды. В своих решениях они отмечают, что, если даже на фоне проведения работ капитального характера объект начинает эксплуатироваться (с нарушением определенных технических требований или без таковых) и приносит доход (например в виде арендной платы), это не является поводом считать объект пригодным для использования в смысле п. 4 ПБУ 6/01. Об этом свидетельствуют отдельные судебные акты (постановления ФАС Поволжского округа от 30.09. N А12-4653/, от 27.09. N А65-1671/, от 13.04. N А72-15321/2009, от 22.03. N А65-149/2009)*(1).

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 01.07. N Ф09-4892/10-С3 также говорится, что обязательным условием для постановки основных средств на учет является пригодность объекта основных средств к использованию для выполнения определенных задач.

В постановлении ФАС Московского округа от 01.12.2009 N КА-А40/12794-09 судьи также пришли к выводу, что начисление налога на имущество на объект незавершенного строительства, по которому не сформирована окончательная стоимость, произведено налоговым органом неправомерно. Из материалов дела видно, что на указанном объекте производились общестроительные работы (кладка перегородок, укладка плитки), строительство автомобильной площадки, разводка воздуховодов по зданию, обвязка сантехнического оборудования, отопительных приборов, электромонтажные работы и прочее.

Наконец, в уже указанном нами выше постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11. N 4451/10 говорится, что при выполнении после получения разрешения на ввод в эксплуатацию отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства отсутствуют.

Последующая судебная практика складывалась с учетом этой позиции Президиума ВАС РФ.

Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.08. N Ф07-2053/11 судьи отметили, что объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации, и независимо от ввода его в эксплуатацию. Вопрос о включении имущества в объект налогообложения не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.

Президиум ВАС РФ в п. 8 Информационного письма от 17.11. N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ" также указал, что при рассмотрении споров, связанных с исчислением налоговой базы по налогу на имущество организаций, необходимо иметь в виду, что если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.

Таким образом, пока объект не обладает соответствующими техническими характеристиками, даже при преждевременном его использовании способность этого объекта приносить экономические выгоды (доход) организации в будущем не подтверждается, а значит, имущество подлежит учету на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и не облагается налогом на имущество.

Вместе с тем отмечаем, что данный факт необходимо подтвердить документально. К документам, подтверждающим невозможность эксплуатации приобретенного здания, по нашему мнению, могут относиться, например, заключение эксперта, договор с исполнителем на разработку проекта реконструкции или капитального ремонта, распоряжение руководителя.

Тем не менее считаем, что существенным обстоятельством в данной ситуации будет именно фактический ввод в эксплуатацию объекта основных средств. Данное обстоятельство безоговорочно свидетельствует, что объект не требует дополнительных капитальных вложений на доведение его до состояния, пригодного к эксплуатации, и полностью готов к использованию для управленческих нужд либо для производства товаров (работ, услуг).

Данный вывод вытекает из того, что законодательством о бухгалтерском учете не оговаривается связь постановки на учет основного средства с оформлением соответствующего разрешительного документа, поскольку не исключена ситуация, когда выполнение объектом всех условий его постановки на учет по п. 4 ПБУ 6/01 не синхронизировано с полученным (получаемым) разрешением на ввод его в эксплуатацию. Ведь требования бухгалтерского учета не находятся в непосредственной взаимосвязи с требованиями градостроительного законодательства.

Это позволяет нам считать, что в учетной политике организации момент принятия объекта недвижимости в качестве объектов основных средств целесообразно определить как момент, при наступлении которого в отношении объекта недвижимости, по которому закончены капитальные вложения, соблюдаются все условия п. 4 ПБУ 6/01, при этом данный объект приведен в состояние, пригодное к эксплуатации.

Кроме этого, хотелось бы обратить внимание на то, что рассматриваемая ситуации сопряжена с налоговыми рисками в силу следующих обстоятельств.

Часть объекта незавершенного строительства организация сдала в аренду. Учитывая озвученную ранее позицию Минфина России (обратите внимание на письмо от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33, в котором Минфин России в отношении налога на имущество указал, что объект принимается к учету в качестве основного средства, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию) и отдельных арбитражных судов (например, ФАС Московского округа в постановлении от 21.04. N КА-А40/2059-11 пришел к выводу, что с момента составления акта приема-передачи объект переходит во владение, пользование и распоряжение нового собственника).

Последующее оформление документации на это имущество, в том числе получение свидетельства о внесении в ЕГРП, только подтверждает право собственности нового владельца. Соответственно, уплачивать налог на имущество необходимо и до завершения процедуры государственной регистрации прав собственности. Также смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2009 N Ф04-5476/2009(20066-А45-26)(19374-А45-26)), налоговые органы могут указать на то, что если объект незавершенного строительства частично эксплуатируется, то он приведен в состояние, пригодное для использования, и его необходимо принять на бухгалтерский учет в качестве основного средства и включить в налоговую базу по налогу на имущество.

На наш взгляд, самого факта частичной эксплуатации объекта незавершенного строительства для принятия его на бухгалтерский учет в качестве основного средства недостаточно, поскольку, как указывалось ранее, без разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства он не может быть признан пригодным для использования. Тем более нельзя принять на счет 01 только часть здания, которое является одним инвентаризационным объектом, и включить его в налоговую базу по налогу на имущество, тогда как имущество, учитываемое на счете 08, не является объектом обложения налогом на имущество.

В этом случае, оценив все возможные риски, организации, возможно, следовало ввести в состав основных средств приобретенное здание, а затем, начав эксплуатировать его даже частично, определить часть помещений для дальнейших работ по дооснащению, дооборудованию и достройке.

Заметим, что проведение перепланировки в оставшихся не эксплуатируемыми помещениях может создать дополнительные трудности в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, т.к. выявит нарушение (не соответствие) построенного объекта проектной документации.

По нашему мнению, для уменьшения налоговых рисков до ввода объекта в эксплуатацию как один из возможных вариантов было заключение предварительного договора аренды.

Предварительный договор может предусматривать лишь платежи (не задаток) в обеспечение заключения основного договора аренды.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. В соответствии с письмами Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-04/2/145, от 17.09.2009 N 03-07-11/231 указанное положение НК РФ распространяется на такие способы обеспечения исполнения обязательств, как подобные платежи.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Горностаев Вячеслав

Приватизация квартир: как отразить в учете

Журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера", № 07,

Автор: В.П. Багрин, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

У многих государственных (муниципальных) учреждений на балансе числятся многоквартирные дома. В последние годы жильцы пользуются своим правом, предоставленным законодательством, и приватизируют квартиры в таких домах. Как отразить в учете эту операцию, можно ли продолжать учитывать дом как единый инвентарный объект после перехода права собственности на часть помещений другим лицам?

Из содержания писем Минфина России от 11.06.2008 № 03-05-04-01/24, от 16.11.2006 № 03-06-01-04/202 следует, что приватизацию отдельных квартир в многоквартирном доме можно рассматривать как частичную реализацию (ликвидацию) основного средства (дома).

Принимая во внимание эту позицию, независимые эксперты, как правило, предлагают при приватизации квартир в доме, числящемся на балансе учреждения, уменьшать балансовую стоимость такого объекта на стоимость приватизированных квартир. В целях отражения хозяйственных операций по приватизации квартир их стоимость может быть определена расчетным путем на основании:

· балансовой стоимости многоквартирного дома;

· доли общей площади приватизированного жилищного фонда (включая жилые и нежилые помещения, приходящиеся на приватизированные квартиры) в общей площади дома.

При этом порядок определения стоимости дома после списания приватизированных квартир предлагается согласовать с органом, уполномоченным на ведение реестра государственного (муниципального) имущества.

Приведенная позиция далеко не бесспорна. Если квартиры в доме принадлежат двум и более собственникам, о таком доме нельзя говорить как об отдельном самостоятельном объекте основных средств. Речь может идти только о совокупности неприватизированных квартир и долях в праве общей собственности, которые относятся к данным квартирам (обоснованность такого подхода вытекает из положений ст. 36, 37 ЖК РФ).

Сомнительно, что данную совокупность можно рассматривать в качестве самостоятельного основного средства, т. е. учитывать ее в качестве здания, уменьшая его стоимость пропорционально доле площади приватизированного жилищного фонда (пп. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н[1] )

Необходимость ведения обособленного учета отдельных помещений - объектов недвижимости вытекает также из норм Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” и положений налогового законодательства (письмо Минфина России от 21.01.2008 № 03-03-06/2/2).

Специалисты Минрегиона России также пришли к выводу: учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и (или) бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным (письмо Минрегиона России 20.12.2006 № 14316-РМ/07).

Основываясь на приведенных аргументах, отдельные специалисты предлагают при приватизации квартир в многоквартирном доме, учитываемом на балансе учреждения, отражать в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке списание жилого здания с одновременной постановкой на учет отдельных неприватизированных квартир (с отражением их стоимости по кредиту счета учета доходов текущего финансового года).

В то же время, как показывает практика, такой порядок организации бухгалтерского учета может вызвать определенные трудности на этапе представления (утверждения) бухгалтерской отчетности. При этом какие-либо официальные разъяснения финансового ведомства по рассматриваемой проблеме в настоящее время отсутствуют.

Порядок организации бухгалтерского учета в данном случае желательно определить в учетной политике государственного (муниципального) учреждения, по возможности согласовав его с главным распорядителем (распорядителями) бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Такой порядок должен быть увязан с порядком учета жилищного фонда, применяемым органом, уполномоченным на ведение реестра государственного (муниципального) имущества (жилое здание может учитываться в реестре с соответствующими корректировками и после приватизации отдельных квартир или же к учету могут быть приняты отдельные неприватизированные квартиры).

Источники:
www.garant.ru, amnagency.ru, nalogobzor.info, www.audit-it.ru

Следующие:

26 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное

  • Приказ на выдачу подотчетных сумм образец Приказ о порядке расчетов с подотчетными лицамиДобрый день!Цитата: Деньги директору под отчет по новым правиламp>Надежда Шорохова, налоговый консультант компании

  • Образец приказа о полномочиях заверять документы Заверение копий документов в личном делеНэт | 22.03. 17:51Добрый день! Недавно устроилась на новую работу. Так вот в практике

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Ситуации в

  • Бланк приказа о командировании казахстан приказ на командировкуВ государственном медицинском учреждении врач выезжает в командировку на специализацию. Отдел кадров врачу предоставляет путевку на специализацию,

  • Образец заполнения заявления на выдачу инн Заявление на получение ИННЗаявлением на получение ИНН называется официальное обращение нескольких лиц или одного гражданина к должностному лицу, в

  • Расписка о получении аванса образец Расписка аванса: образец для скачивания На нашем сайте вы сможете бесплатно скачать образец расписки аванса о получении, внесении, возврате,

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,