Приказ о приеме работу специалиста по информационной безопасности
Стандартный специалист по ИБ
01 Дек
Министерство труда и социальной защиты опубликовало проект ведомственного приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по информационной безопасности ИКТ систем». который подготовлен совместно компанией «РНТ», Ассоциацией производителей оборудования связи (АПОС) и МТУСИ по просьбе Российского союза промышленников и предпринимателей. Этот приказ утверждает общий стандарт подготовки специалистов по обеспечению безопасности инфокоммуникационной инфраструктуры предприятия и оконечных устройств сотрудников.
Основная цель стандарта - установить, какими знаниями и умениями должны владеть специалисты по защите инфокоммуникационных сетей. Проект определяет четыре основные специализации в области информационной безопасности. В пояснительной записке к этому проекту указано, что авторский коллектив выделяет следующие обобщённые функции специалиста по информационной безопасности ИКТ-систем:
Документ Минтруда предназначен в основном для HR-менеджеров, занимающихся подбором персонала по соответствующим позициям. Для них данная классификация очень важна, поскольку она позволяет точно формулировать требования к кандидатам при приёме на работу. Оксана Селиванова, заместитель генерального директора по вопросам управления персоналом компании «Информзащита» . прокомментировала документ так: « Я считаю, что он поможет нам не только при определении рыночной стоимости такого специалиста, но и при формулировке требований к кандидату, его опыту и образованию, специальным навыкам и умениям. Рекрутер сможет более грамотно и профессионально искать кандидатов и проводить оценочные мероприятия применительно к претендентам на должность и к сотрудникам.
А вот представителям учебных центров, которые, собственно, и будут готовить специалистов по соответствующим специальностям, стандарт кажется не до конца определённым. « Он - очень общий, не дает ясности, чему и в каком объёме учить, - отмечает Михаил Савельев, генеральный директор Учебного центра «Информзащиты» . - Это - попытка описать сразу всё в одном документе, но в реальной жизни так не получается. Ну как объединить специалиста по поиску жучков и человека, обслуживающего удостоверяющий центр? Я вообще скептически настроен по поводу стандартов. » Проект стандарта, действительно, не регламентирует учебные часы и программы - он лишь фиксирует требования к знаниям, умениям и опыту кандидатов. Это и понятно: стандарт разрабатывался Минтруда, а не Минобразования.
Однако Юрий Малинин, ректор Академии информационных систем . подчеркивает, что в дальнейшем методические рекомендации по соответствующим специальностям будут создаваться Учебно-методическим объединением ВУЗов России по образованию в области информационной безопасности. Оно-то и разработает все необходимые методические материалы по обучению специалистов. К сожалению, пока сложно понять, когда это произойдёт и какие именно документы будут подготовлены.
Северин Виталий Андреевич
Доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Родился 1 октября 1951 г.
Работает на юридическом факультете МГУ с 1 февраля 1996 г.
В 2008– гг. — профессор (0,5 ставки) Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ИППК МГУ).
В.А. Северин — известный специалист в области правового регулирования информационных отношений и обеспечения информационной безопасности. Им разработана концепция гражданско-правового регулирования информации и охраны ее конфиденциальности. Результаты его исследований используются в правоприменительной и законодательной деятельности, в учебном процессе по гражданскому, коммерческому и информационному праву, в практике обеспечения информационной безопасности предприятий.
Читает курсы: «Основы российского права», «Правоведение», «Гражданское право», «Правовая защита информации в коммерческих организациях», «Коммерчески значимая информация в России: регулирование и защита»; Межфакультетские учебные курсы МГУ: «Регулирование и защита информации», «Инновационное право и модернизация экономики». Ведет семинары по коммерческому праву. В и гг. на основании поручения Президента Российской Федерации от 3 августа г. были прочитаны циклы лекций для специалистов в области информационной безопасности государств — членов Организации договора о коллективной безопасности.
Ведет многолетнюю работу по разработке новых учебных программ и специальных курсов в области регулирования и защиты информации, и их внедрению в учебный процесс юридического факультета, факультета вычислительной математики и кибернетики, Высшей школы государственного аудита МГУ. Он автор первых учебных пособий: «Правовое обеспечение информационной безопасности предприятия» (М. 2000), «Правовая защита информации в коммерческих организациях» (М. 2009) и учебника «Комплексная защита информации на предприятии» (М. 2008). Им разработаны оригинальные программы «Специалист по правовому обеспечению информационной безопасности предприятия» (приказ МГУ от 18 мая 2001 г. № 264); «Правовой механизм регулирования и защиты информации» и «Методика преподавания правоведения в современный период» для слушателей ИППК МГУ; «Принципы и механизмы правовой защиты информации в инновационной экономике»; «Специалист по правовому обеспечению инновационной деятельности» (Вестн. Моск. ун-та, серия 11, Право № 5) для слушателей системы повышения квалификации.
В.А. Северин активно занимается научной работой. Приоритетными направлениями научных исследований являются: правовое регулирование, коммерческое использование и защита информации в условиях информационного общества и формирования инновационной экономики; проблемы правового обеспечения инновационных процессов в экономике, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и введения их в хозяйственный оборот; подготовка юристов для нужд инновационной экономики.
С 1998 по 2006 г. принимал участие в общеуниверситетской программе по фундаментальным научным проблемам информационной безопасности (научный руководитель — академик В.А. Садовничий, приказ МГУ от 28 апреля 1998 г. № 197), в части разработки правового международного и внутригосударственного регулирования информационной безопасности. По данному проекту опубликованы статьи и монография «Коммерческая тайна в России» (М. 2007), а второе издание с предисловием ректора МГУ академика В.А. Садовничего (М. 2009).
Участвовал в разработке Основных направлений научных исследований в области информационной безопасности РФ (1999), одобренных секцией по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности РФ и в законопроектных работах в области регулирования и защиты информации. Подготовленные им предложения были использованы при разработке Доктрины информационной безопасности РФ, одобренной Советом безопасности РФ и утвержденной Президентом Российской Федерации (2000), а также Основных направлений совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ (1999), одобренных межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по информационной безопасности. В 2002 г. был подготовлен отзыв МГУ на проект Федерального закона «О коммерческой тайне».
В 2008–2009 гг. — член творческого коллектива МГУ, исполнитель НИР «Обмен-ТС». Участник проекта Фонд знаний «Ломоносов» (приказ МГУ от 19 июля г. № 738), им разработана категория «Информационное право» междисциплинарного научного проекта «Стратегии инновационного развития РФ» (Сб. Разработка правовых механизмов инновационного развития российского государства / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М. Begin Group, 2008. С. 67–92). В – гг. — руководитель рабочей группы по разработке электронного учебника «Коммерческое право». С 2003 по г. — член авторского коллектива учебника «Правоведение» /Под ред. проф. Б.И. Пугинского, а в г. — коллективной монографии "Высшая школа в условиях развития инновационной экономики / Под ред. д.э.н. проф. Колесова В.П. к.э.н. с.н.с. Ломанова П.Н. М. . С. 52–60.
В.А. Северин имеет опыт руководства по комплексному правовому обслуживанию предприятий и оказанию юридических услу г. С 1991 по 2004 г. в разное время являлся организатором и директором малого предприятия «Научно-внедренческий центр «Правозащита», ООО юридическая фирма «Правозащита Лтд» и ЗАО юридическая фирма «Правозащита «За рулем». С 1998 по 2009 г. — адвокат Московской областной коллегии адвокатов. В 1998 г. был назначен Арбитражным судом города Москвы конкурсным управляющим. С 1997 по 2003 г. активно работает в различных группах по реализации функций МГУ как головной организации по проблемам информационной безопасности. В 2001 г. был назначен ответственным секретарем координационного совета МГУ по проблемам информационной безопасности (приказ МГУ от 13 апреля 2001 г. № 204), членом рабочей группы от МГУ по разработке Федеральной программы по проблемам информационной безопасности, по созданию Межведомственного учебного центра по информационной безопасности. С 1997 г. — эксперт по правовым проблемам в работах, проводимых управлением информационной безопасности аппарата Совета безопасности РФ, а с 2009 по г. — член экспертной группы секции по информационной безопасности научного совета при Совете безопасности РФ. Является экспертом ряда коммерческих организаций по правовой работе и обеспечению безопасности бизнеса.
В.А. Северин является членом секции по коммерческому праву УМО по юридическому образованию, редколлегий журналов «Коммерческое право», «Информационное право» и «Право интеллектуальной собственности», судьей Третейского суда интеллектуальной собственности при Корпорации «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности». С 2002 по г. — заместитель председателя оргкомитета всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы коммерческого права России», член комиссии по материальному стимулированию работников юридического факультета. Имеет благодарности Ректора Московского университета и декана юридического факультета МГУ, награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), ему присвоено звание «Ветеран труда» (2005).
Приказом Минобрнауки России от 29 июля г. № 664/к-н В.А. Северину присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Приказ 793 Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 20 ноября 2007 г. N 793
О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности
В соответствии со статьями 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 25; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; 2007, N 27, ст. 3213), статьей 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности.
2. Определить, что Управление государственного экологического надзора (А.И. Масалевич):
осуществляет координацию, организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами);
готовит инструктивно-методические документы по реализации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами), координирует и контролирует их исполнение межрегиональными территориальными и территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору;
рассматривает дополнительные профессиональные образовательные программы подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами), разрабатываемые образовательными учреждениями;
организует ведение учета образовательных учреждений, реализующих программы подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами).
3. Управлению по вопросам государственной службы, кадровой политики и защиты государственной тайны (С.П. Карпенко) оказать необходимую методическую помощь Управлению государственного экологического надзора по созданию действенной системы организации и контроля подготовки и аттестации специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности.
Руководитель К.Б. Пуликовский
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г.
Регистрационный N 10963
Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности
1. Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности (далее - Положение) разработано во исполнение требований статей 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133), статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г. N 26, ст. 3009), постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 27, ст. 2580), постановления Правительства Российской Федерации "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" от 16 мая 2005 г. N 303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023), руководствуясь Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до года и дальнейшую перспективу.
2. Настоящее Положение регулирует основные вопросы, связанные с организацией и контролем работ и процедур по подготовке и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности.
3. Положением определяются:
подготовка или обучение специалистов для субъектов хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (далее - Подготовка) с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области обеспечения экологической безопасности;
аттестация или определение соответствия профессиональной компетентности (далее - Аттестация) руководящих работников и специалистов организаций требованиям квалификационных характеристик, устанавливаемых для деятельности в области обеспечения экологической безопасности.
контроль организации, полноты и качества Подготовки и Аттестации специалистов в области экологической безопасности.
4. В соответствии с настоящим Положением осуществляются Подготовка и Аттестация руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений (далее - Специалистов) по:
размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду;
изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию, и ремонту технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объекте оказывающего прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду;
обращению с отходами производства и потребления;
транспортированию опасных веществ и отходов;
осуществлению экологических экспертиз;
реализации мероприятий государственного, муниципального экологического контроля и по учету техногенного воздействия;
осуществлению мероприятий производственного экологического контроля и экологического аудита объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду;
реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации в области обеспечения экологической;
осуществлению работ и оказанию услуг природоохранного назначения.
5. Подготовка и аттестация Специалистов проводится в объемах, соответствующих должностным обязанностям, по дифференцированным дополнительным образовательным программам повышения квалификации.
6. Содержание дополнительных образовательных программ повышения квалификации Специалистов дифференцированы в соответствии с квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих на три квалификационных группы (далее - Группы):
1-ая - для Специалистов исполняющих обязанности (приступающих к исполнению обязанностей), квалификационные характеристики * которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности (далее специалисты структур общего управления);
2-ая - для Специалистов исполняющих обязанности (приступающих к исполнению обязанностей), квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологической безопасности и экологического контроля (далее специалисты экологического управления и контроля);
3-ья - для Специалистов исполняющих обязанности (приступающие к исполнению обязанностей), квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний норм и стандартов обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами производства и потребления и претендующих на право допуска к таким работам.
7. Действие настоящего Положения не распространяется на деятельность по обеспечению экологической безопасности при обращении с радиоактивными объектами, веществами и отходами.
8. Подготовку и аттестацию Специалистов организует и контролирует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
9. Основными задачами Подготовки являются:
создание и развитие эффективной системы непрерывного повышения квалификации в сфере формирования высококвалифицированных кадров для обеспечения экологической безопасности;
обеспечение субъектов хозяйственной и иной деятельности квалифицированными специалистами, обладающими знаниями основ экологического законодательства, менеджмента экологической безопасности и способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, а также обеспечивать соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
10. Основными принципами Подготовки являются:
осуществление ее проведения на базе действующих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды и экологической безопасности, по договорам с заинтересованными организациями;
реализация ее по согласованным с Управлением государственного экологического надзора Ростехнадзора дополнительным профессиональным образовательным программам;
разработка образовательными учреждениями дополнительных профессиональных образовательных программ на основании утвержденных в установленном порядке требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации:
"Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления";
"Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля";
"Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
11. Для комплексной реализации дополнительных профессиональных образовательных программ Подготовки в образовательных учреждениях целесообразно создание специализированных учебных центров подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (далее - Центров), уполномоченных образовательными учреждениями на осуществление:
повышения квалификации;
курсовой подготовки по практическому закреплению знаний и навыков в области обеспечения экологической безопасности на специализированной учебно-практической базе (далее - Стажировка);
профессиональной подготовки работников на право работы с опасными отходами.
11.1. Для целей внешней оценки деятельности по подготовке Центры разрабатывают, документируют и демонстрируют систему обеспечения качества и комплекс мероприятий, обеспечивающий функционирование этой системы.
11.2. Для целей демонстрации и информирования потребителей услуг о Центрах, обеспечивающих надлежащее качество Подготовки, осуществляется их аккредитация.
12. Ведение учета и координации методологического обеспечения деятельности аккредитованных Центров организуется Управлением государственного экологического надзора Ростехнадзора.
13. В целях организации взаимодействия при реализации настоящего Положения и планирования Подготовки руководители организаций представляют списки лиц, работающих в организации и подлежащих Подготовке и Аттестации на предстоящий год не позднее 1 февраля текущего года на согласование в соответствующее территориальное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора одновременно с проектом плана этой Подготовки. Согласованный план утверждается руководителем организации и является составной частью планирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
14. Подготовка Специалистов 1-ой Группы осуществляется по программам разработанным на основании требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления".
15. Подготовка специалистов указанной Группы:
15.1. производится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью - не реже 1 раза в пять лет;
15.2. реализуется в виде повышения квалификации и стажировки:
по очной форме (72 часовые учебные программы по основам и применению экологического законодательства),
по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 10 часов;
15.3. завершается квалификационными испытаниями по оценке уровня знаний руководителей (специалистов), а также способности последних их эффективно применять.
15.4. По результатам квалификационных испытаний Специалисту образовательным учреждением выдается удостоверение о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющийся допуском к Аттестации.
16. Подготовка Специалистов 2-ой Группы осуществляется по программам разработанным на основании требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля".
17. Подготовка специалистов указанной Группы:
17.1. производится при приеме на работу и в дальнейшем, исходя из того, что некачественное исполнение ими должностных функциональных обязанностей является наиболее вероятным источником риска для окружающей среды, с периодичностью - не реже 1 раза в три года;
17.2. реализуется в виде повышения квалификации и стажировки:
по очной форме (200 часовые учебные программы и более),
по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 50 часов;
17.3. завершается квалификационными испытаниями по оценке уровня знаний Специалистов, а также способности их эффективного применения.
17.4. По результатам квалификационных испытаний Специалисту образовательными учреждениями выдается свидетельство о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющийся допуском к Аттестации.
17.5. При представлении Специалистом указанной группы документов государственного образца (диплома, свидетельства о повышении квалификации и т.п.) о наличии у специалиста подготовки по программам:
послевузовского профессионального образования по специальностям 03.00.16 "Экология" и 11.00.11 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";
высшего профессионального образования по специальности 013100 (020801, 020802) "Экология" и специальностям, входящим в направление подготовки дипломированных специалистов 656600 (280200) "Защита окружающей среды" (специальности 320700 (280201) "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", 330200 (280202) "Инженерная защита окружающей среды");
дополнительного образования для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности" и "Эколог (с указанием области профессиональной деятельности";
изучение теоретических дисциплин учебной программы не требуется, а специалист допускается к Стажировке.
18. Подготовка Специалистов 3-й Группы осуществляется по программам разработанными на основании требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
19. Подготовка специалистов указанной Группы:
19.1. производится при приеме на работу и в дальнейшем, исходя из того, что некачественное исполнение ими должностных или функциональных обязанностей является наиболее вероятным источником риска для окружающей среды, с периодичностью - не реже 1 раза в три года;
19.2. реализуется в виде повышения квалификации и стажировки:
по очной форме (112 часовые учебные программы и более),
по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 30 часов;
19.3. завершается итоговым квалификационным испытанием по оценке уровня знаний руководителей (специалистов), а также способности последних их эффективно применять.
19.4. По результатам квалификационных испытаний Специалисту образовательными учреждениями выдается свидетельство о повышении квалификации, а аккредитованными Центрами по результатам курсовой подготовки (стажировки) выдается Сертификат, являющийся допуском к Аттестации.
19.5. На Специалистов указанной Группы распространяется действие п. 17.5 настоящего Положения.
20. Аттестация направлена на предупреждение угрозы вреда от непрофессиональной деятельности, нарушений правил, норм и порядка в деятельности по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной и иной деятельности способной оказывать негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при обращении и ликвидации опасных объектов, отходов и материалов области обеспечения экологической безопасности, а также процедурой внешней оценки качества подготовки.
21. Аттестация осуществляется в виде определения соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов требованиям квалификационных характеристик по должностям в области обеспечения экологической безопасности, а также при присвоении им определенных настоящим Положением аттестационных категорий.
22. Основной задачей Аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов организаций по вопросам в области обеспечения экологической безопасности, соблюдения стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей среды.
23. Аттестация Специалистов проводится в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - аттестационные комиссии Ростехнадзора), в соответствии с установленными ею правилами и процедурами в форме собеседования или тестового контроля знаний.
24. Тестовый контроль знаний может осуществляться в прошедших аккредитацию Центрах, указанных в п. 31. настоящего Положения.
25. При положительном результате Аттестации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдается удостоверение об Аттестации руководителя (специалиста) с указанием, что аттестуемый, по уровню знаний и способности их применять:
25.1. Для Специалистов 1-ой Группы - аттестуемый соответствует квалификации - "Специалист по обеспечению экологической безопасности общехозяйственных систем управления";
25.2. Для Специалистов 2-ой Группы - аттестуемый соответствует квалификации:
"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - высшей аттестационной категории;
"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - I аттестационной категории;
"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - II аттестационной категории;
"Специалист системы управления обеспечением экологической безопасности" - начальной аттестационной категории;
25.3. Аттестационные категории определяются в зависимости от требований к уровню подготовки, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требований к стажу работы соответствующих занимаемой должности.
25.4. Для Специалистов 3-ей Группы - аттестуемый соответствует квалификации - Специалист в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами.
26. При неудовлетворительном результате Аттестации удостоверение не выдается, а руководителю организации аттестуемого предлагается направить его на повторную подготовку по очной форме.
При повторном факте неудовлетворительной Аттестации Ростехнадзор уведомляет руководителей организаций аттестуемых, с предложением решения вопроса о компетентности специалиста осуществлять деятельность, связанную с обеспечением экологической безопасности.
27. Квалификационные категории Специалистам присваиваются на срок не более пяти лет.
28. При проведении мероприятий государственного экологического контроля (надзора), государственного учета негативного воздействия, осуществлении разрешительной и лицензионной деятельности органы Ростехнадзора должны обеспечивать осуществление контроля за Подготовкой и Аттестацией Специалистов в области обеспечения экологической безопасности подконтрольных объектов.
Основанием для проведения внеочередной проверки, проводимой с этой целью, может, в том числе служить информация, поступившая из центральной или территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, о неудовлетворительном обеспечении Подготовки и Аттестации Специалистов в конкретных подконтрольных организациях.
29. В ходе мероприятий по государственному экологическому контролю органы Ростехнадзора проверяют на подконтрольных объектах организацию, обеспечение и планирование Подготовки и Аттестации Специалистов в установленные сроки и по соответствующим программам Подготовки, а также фактические знания Специалистами требований в области обеспечения экологической безопасности.
30. В случае выявления фактов недостаточной профессиональной компетентности Специалистов требованиям квалификационных характеристик должностей органы Ростехнадзора применяют предоставленные им права в целях недопущения угрозы вреда от непрофессиональной деятельности в области обеспечения экологической безопасности и воздействия на руководителей подконтрольных организаций, не обеспечивающих их Подготовку и Аттестацию. Как правило, результаты проверки знаний указываются в выдаваемом предписании.
31. Результаты контроля Подготовки и Аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности должны учитываться и анализироваться органами Ростехнадзора в целях выявления:
образовательных учреждений, не обеспечивающих надлежащее качество Подготовки, для информирования органов Федеральной службы контроля в сфере образования и науки и органов аккредитации Центров для принятия мер соответствующего законодательству в установленной сфере деятельности реагирования.
организаций, не обеспечивающих своевременное и качественное проведение Подготовки и Аттестации своих Специалистов.
______________________________
* Постановление Минтруда России от 9 февраля 2004 года N 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" зарегистрировано в Минюсте РФ 9 марта 2004 г. Регистрационный N 5628.
Еще документы скачать бесплатно
Должностная инструкция специалиста по информационной безопасности
397 Общие положения
397.1 Настоящая должностная инструкция является основным нормативно-организационным документом, устанавливающим функции, права и обязанности, ответственность Специалиста по информационной безопасности, регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений XXX.
397.2 Настоящая должностная инструкция является документом прямого действия, вступает в силу со дня утверждения и является обязательной для исполнения работником с момента ознакомления под роспись.
397.3 Переименование, ликвидация должности Специалиста по информационной безопасности, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности осуществляются по приказу Генерального директора XXX.
397.4 Специалист по информационной безопасности непосредственно подчиняется Руководителю Группы формирования продукта Отдела управления ценообразованием и сбытовыми моделями.
397.5 У Специалиста по информационной безопасности подчиненных нет.
398 Цели и должностные обязанности
398.1 Деятельность Специалиста по информационной безопасности направлена на достижение следующих целей:
398.1.1Обеспечение конфиденциальности ценовой информации на этапе ее трансляции из учетной системы клиенту через сервер электронного заказа;
398.1.2Поддержка программных средств контроля внешней ценовой информации.
398.2 Для реализации установленных целей Специалист по информационной безопасности исполняет следующие обязанности:
398.2.1Производит разработку новых и техническую поддержку существующих программных средств защиты ценовой информации сбытовых подразделений Компании;
398.2.2Производит разработку новых и техническую поддержку существующих программных средств контроля ценовой информации, получаемой с региональных рынков и используемой для целей ценообразования;
398.2.3Консультирует Специалистов по информационным технологиям сбытовых подразделений Компании по вопросам функционирования средств защиты и контроля ценовой информации;
398.2.4Формирует предложения по изменению принципов контроля и защиты ценовой информации, применяемых в СП Компании.
399 Показатели оценки деятельности
Деятельность Специалиста по маркетингу клиентов оценивается на основе следующих показателей:
399.1Своевременное и качественное исполнение всех процедур по обеспечению контроля и защиты ценовой информации СП Компании.
399.2Соблюдение установленного порядка и сроков подготовки отчетности по вверенному направлению.
399.3Обеспечение выполнения планов по валовому доходу.
399.4Качественное и своевременное исполнение задач и функций, обозначенных в настоящей должностной инструкции.
400 Общекорпоративные нормы
Деятельность Специалиста по информационной безопасности регулируется общекорпоративными нормами, отраженными в следующих документах:
400.13 Настоящая Должностная инструкция.
401 Права
Специалист по информационной безопасности имеет следующие права, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей:
401.1 Получать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, от всех структурных подразделений и должностных лиц XXX в пределах своей компетенции.
401.2 Вносить вышестоящему руководству предложения по вопросам, касающимся своей компетенции.
401.3 Давать методические указания и разъяснения сотрудникам XXX в рамках своих функциональных обязанностей.
401.4 Выступать с инициативами, направленными на улучшение качества своей работы, работы отдела, департамента в целом.
402 Ответственность
Специалист по информационной безопасности несет персональную ответственность перед Генеральным директором XXX за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей в достижении установленных целей, а также ненадлежащее использование предоставленных ему прав:
- в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, внутренними нормативными документами, трудовым договором работник несет дисциплинарную ответственность;
- в соответствии с договором о полной индивидуальной материальной ответственности работник несет материальную ответственность.
403 Требования к работнику при приеме на работу
Общие обязательные требования
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
ДОКТРИНА
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г. № Пр-1895)
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Национальные интересы Российской Федерации
в информационной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для достижения этого требуется:
повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Для достижения этого требуется:
укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Для достижения этого требуется:
развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
В этих целях необходимо:
повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
2. Виды угроз информационной безопасности
Российской Федерации
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
Источники:
Следующие:
03 декабря 2024 года
Комментариев пока нет!