коррекция зрения
Главная » Проверки и контроль

Приказ о внутреннем контроле образец в бюджетном учреждении


Положение о внутреннем контроле в бюджетном учреждении (примерная форма)

Положение о внутреннем контроле в (название учреждения)

I. Общие положения

I. Общие положения

1.1. Положение о внутреннем контроле (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления и основано на положении статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. (нормативно-правовые, отраслевые акты).

1.2. Положение определяет основные цели, принципы, требования и структуру внутреннего контроля учреждения.

II. Принципы внутреннего контроля

2.1. Внутренний контроль основывается на следующих принципах:

- принцип законности - неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативно-правовыми актами;

- принцип независимости - субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

- принцип объективности - внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

- принцип ответственности - каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством;

- принцип стандартизации - процессы и процедуры внутреннего контроля должны быть регламентированы;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Организуем внутренний финансовый контроль в учреждении

Инструкцией по применению Единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря г. № 157н ) предусмотрено, что порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть утвержден локальным актом (разработано соответствующее положение о нем). Однако в нормативных документах этому вопросу почти не уделено внимания, поэтому учреждению нужно самостоятельно решить, как разработать такой документ и что в нем должно содержаться.

Подразделение внутреннего контроля

Прежде всего рекомендуется создать отдельное структурное подразделение внутреннего контроля.

Это может быть отдел, служба, департамент и т. д. Создание такого подразделения утверждается решением руководителя бюджетного учреждения, в котором (либо в отдельном положении) необходимо определить цель и направление деятельности службы.

Также важно прописать, кому подчиняется новое подразделение, с какими службами взаимодействует. Остановимся подробнее на некоторых важных аспектах, которые должны быть включены в положение о службе внутреннего контроля.

Задачи и функции

Основные задачи службы финансового контроля:

  • обеспечение руководителя достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности различных подразделений учреждения по результатам контроля;
  • оперативные рекомендации органам управления по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, контроль за их устранением.
  • Функции службы внутреннего финансового контроля можно сформулировать следующим образом:

  • осуществление финансового контроля (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по разработанным направлениям согласно ежегодно утверждаемому руководителем плану;
  • проведение экспертизы заключаемых учреждением хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;
  • оказание методической помощи работникам при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового, бухгалтерского и иного законодательства;
  • оказание помощи руководству в разработке технических заданий, плана ФХД, смет доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности, оценке предложений внешних аудиторских организаций.
  • Права и обязанности

    Служба внутриведомственного финансового контроля имеет право:

  • получать документы учреждения (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц учреждения по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;
  • привлекать соответствующих специалистов подведомственных учреждений для оказания содействия в проведении финансового контроля.
  • Далее перечислим обязанности службы, которые следует закрепить в положении о службе внутреннего финансового контроля:

  • соблюдать при осуществлении финансового контроля требования положения о службе внутреннего контроля и иных актов законодательства;
  • составлять отчеты в соответствии с установленными требованиями;
  • проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;
  • соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении финансового контроля;
  • в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении учреждению убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом руководителю учреждения и делать соответствующую запись в аудиторском отчете;
  • участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.
  • Полномочия специалистов службы

    Как правило, контрольные функции возлагаются на аудиторов, финансовых контролеров. Квалификационные требования к профессиональной подготовке сотрудников службы финансового контроля, их права и обязанности регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или рядом других нормативных документов. Их полномочия также должны быть закреплены приказом (распоряжением) руководителя о создании службы либо отдельным положением о службе внутреннего контроля.

    Внутренние контролеры могут проверять:

  • выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности учреждения;
  • выполнение госзадания на оказание государственных услуг;
  • соблюдение принципов ведомственного управления;
  • состояние бухгалтерского учета и отчетности;
  • правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • соблюдение законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности;
  • процедуры размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • состояние активов.
  • Руководителем службы финансового контроля могут быть определены иные направления проверок в соответствии с законодательством исходя из профиля подведомственного учреждения. При этом сотрудники данного отдела будут нести ответственность за:

  • искажение результатов проведенных ими проверок;
  • несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну учреждения, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств;
  • обеспечение сохранности и возврата полученных документов.
  • Служба финансового контроля отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверок, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

    Основными условиями независимости службы финансового контроля являются назначение и освобождение руководителя этой службы и ее сотрудников от занимаемых должностей, установление им размеров заработной платы и других выплат по решению руководителя службы внутриведомственного финансового контроля. Следует предусмотреть, что данная служба подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

    Программа проверки

    Ежегодно руководитель учреждения утверждает план проведения проверок. Его формирует и представляет служба финансового контроля. Непосредственно при направлении сотрудников на проверку утверждается специальная программа проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В ней нужно отразить важные ключевые моменты.

    Подлежащие проверке сегменты

    Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения может включать рассмотрение:

  • своевременности и целесообразности проведения процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждения;
  • правил бухгалтерского учета и представления в бухгалтерской отчетности объектов учета, которые не установлены стандартами и инструкциями;
  • порядка бухгалтерского учета, в случае когда нормативные акты допускают альтернативный порядок бухгалтерского учета, и формирования показателей отчетности;
  • перечня дополнительных аналитических показателей об имуществе и обязательствах на забалансовых счетах;
  • корреспонденции счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций дополнительно к перечню, установленному инструкцией по бухгалтерскому учету;
  • методики бухгалтерского учета отдельных объектов учета;
  • форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.
  • Источники информации при проведении проверки

    При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения источниками информации могут быть:

  • учредительные и иные документы, определяющие организационно-правовую форму проверяемого объекта, функции учреждения;
  • государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет выделенных субсидий;
  • протоколы конкурсных и аукционных комиссий, котировочные заявки и другие документы по размещению заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • уведомления о выделенных денежных средствах, план финансово-хозяйственной деятельности, смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
  • регистры бухгалтерского учета учреждения, первичные и иные бухгалтерские, учетные и расчетно-платежные документы;
  • выписки казначейства;
  • бухгалтерская, налоговая и иная отчетность;
  • штатное расписание, приказы руководителя по личному составу и другие документы, являющиеся основанием для оплаты труда;
  • государственные контракты и другие договоры, соглашения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, предусматривающие расходование средств;
  • материалы по выбору поставщиков товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов, аукционов либо запросов котировок;
  • реестр государственных контрактов;
  • материалы (результаты) инвентаризаций;
  • материалы предыдущих проверок учреждения, проведенных органами государственного финансового контроля;
  • правовая, экономическая и статистическая информация, относящаяся к деятельности учреждения;
  • другие документы.
  • Проводимые процедуры

    Контролеры могут проверить:

  • соответствие деятельности учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам;
  • правильность организации бухгалтерского учета и составления плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, законность использования средств;
  • наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • исполнение процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд, а также исполнение участниками-победителями договорных условий.
  • Проверка реализации целей учреждения

    Требования, установленные учетной политикой учреждения, обязательны для всех структурных подразделений бюджетного учреждения (в том числе выделенных на отдельный баланс) и сотрудников. При наличии в учреждении филиалов, структурных подразделений, осуществляющих самостоятельный учет хозяйственной деятельности, в учетной политике отражаются особенности ведения ими бухгалтерского учета.

    Служба внутреннего контроля может проводить проверку реализации целей, ради которых были созданы данные учреждения. Остановимся на основных нюансах этой специфической проверки подробнее. В этом случае проверка может включать рассмотрение:

  • документов головного учреждения в части организации производственного (учебного, научного и т. п.) процесса;
  • требований к качеству государственных услуг, оказываемых структурными учреждениями;
  • лицензий, разрешений и иных документов по обеспечению соответствующих видов деятельности;
  • обеспеченности основного персонала материально-техническим оборудованием;
  • санитарных и иных норм, установленных для обеспечения производственного процесса в соответствующих отраслях.
  • Также проверяются:

  • учредительные документы учреждения;
  • наличие положения о бюджетном учреждении (устава), его регистрацию в соответствующих организациях;
  • не ведет ли учреждение деятельность, не предусмотренную учредительными документами;
  • соответствуют ли договоры, служебные контракты, должностные регламенты и иные аналогичные документы должностных лиц нормам действующего законодательства;
  • наличие документов, подтверждающих выделение в доверительное управление имущества;
  • есть ли все необходимые разрешительные документы (лицензии, подтверждения об аттестации, аккредитации) на деятельность, которую ведет учреждение. Все ли требования выполняются в полном объеме.
  • Проверяются документы руководителя, главного бухгалтера учреждения, материально ответственных лиц, а также сотрудников, принятых на работу в течение проверяемого периода. Результаты контрольных мероприятий отражаются в таблице 5 Пояснительной записки (ф. 0503760).

    Н. Гусева,

    главный бухгалтер Росфиннадзора

    "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" N 8

    ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    В соответствии с п. 2 Инструкции N 157н <1> бюджетные учреждения должны осуществлять бухгалтерский учет согласно требованиям Бюджетного кодекса. Закона о бухгалтерском учете <2>. Инструкции N 157н и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих бухгалтерский учет. В силу норм ст. 19 Закона о бухгалтерском учете учреждения обязаны самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Напомним, что под фактами хозяйственной жизни подразумеваются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. О том, как организовать и осуществлять внутренний контроль, мы поговорим в статье.

    <1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12. N 157н.

    <2> Федеральный закон от 06.12. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

    Что такое внутренний контроль?

    Под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

    - эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

    - достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности;

    - соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

    Система внутреннего контроля включает в себя совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством бюджетного учреждения в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения и его силами надзор и проверку:

    - соблюдения требований законодательства;

    - точности и полноты документации бухгалтерского учета;

    - своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

    - предотвращения ошибок и искажений;

    - исполнения приказов и распоряжений;

    - обеспечения сохранности имущества учреждения.

    Задачами системы внутреннего контроля являются:

    - установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;

    - определение соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

    - соблюдение предусмотренных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности. С этой целью учреждение должно разработать и утвердить положение о внутреннем финансовом контроле. Указанное положение может быть как самостоятельным нормативным актом учреждения, так и составной частью его учетной политики.

    Система внутреннего контроля может включать в себя следующие элементы:

    1. Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия руководства относительно системы внутреннего контроля учреждения, а также понимание значения такой системы для деятельности учреждения. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.

    Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности учреждения, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне учреждения в целом. Она отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

    2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и (по возможности) устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их вероятных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важно, каким образом в процессе оценки рисков руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как ими управлять.

    3. Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. Указанные действия могут осуществляться вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях. Учреждением могут использоваться следующие процедуры внутреннего контроля:

    - документальное оформление. Например, записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок. Существенные оценочные значения, включенные в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны основываться на расчетах;

    - подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям. Например, при принятии первичных учетных документов к бухгалтерскому учету должна производиться проверка их оформления на соответствие требованиям законодательства. К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля связанных операций, в частности соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей;

    - санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, которое подтверждает правомочность совершения операции и, как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем инициатор операции. Например, авансовый отчет сотрудника должен быть утвержден руководителем;

    - сверка данных. Например, для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженностей учреждения должна проводиться сверка его расчетов с поставщиками и покупателями; остатки по счетам учета наличных денежных средств должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги;

    - разграничение полномочий и ротация обязанностей. С целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений полномочия по подготовке первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) хозяйственной операции и отражению результатов хозяйственных операций в бухгалтерском учете, как правило, должны возлагаться на разных лиц на ограниченный период;

    - физический контроль, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация объектов;

    - надзор. Данные процедуры внутреннего контроля предполагают оценку достижения поставленных целей или показателей. Например, оценка правильности выполнения хозяйственных и учетных операций, точности составления бюджетных смет (планов финансово-хозяйственной деятельности), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской отчетности;

    - процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля уровня приложений. Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля уровня приложений включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности заполнения полей документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).

    4. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы учреждения. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения учреждения, эффективность внутреннего контроля.

    Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

    5. Одними из важных обязанностей руководителя учреждения являются создание и поддержание системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля должна проводиться не реже одного раза в год.

    Как организовать внутренний контроль в учреждении?

    Внутренний контроль, осуществляемый учреждением, может включать в себя следующие виды:

    - финансовый - проверка проведения операций в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными актами и их правильного отражения в бухгалтерском учете и отчетности;

    - административный - проверка проведения операций уполномоченными лицами в строгом соответствии с их полномочиями, определенными должностными инструкциями.

    Внутренний финансовый контроль в учреждении может проводиться в следующих формах:

    - предварительного контроля - осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, например, контрольным мероприятием, относящимся к предварительному контролю, является анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;

    - текущего контроля - проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, осуществление мониторингов целевого расходования денежных средств подведомственными учреждениями, оценка эффективности и результативности расходования бюджетных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями;

    - последующего контроля - проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Последующий контроль проводится путем осуществления как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки осуществляются с определенной периодичностью: в соответствии с утвержденным планом либо в сроки, установленные бюджетным (бухгалтерским) законодательством (например, перед составлением годовой бюджетной отчетности).

    Основными объектами плановой проверки являются:

    - соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и соблюдения норм учетной политики;

    - правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;

    - полнота и правильность документального оформления операций;

    - своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

    - достоверность отчетности.

    В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

    Проводимые контрольные мероприятия могут носить либо сплошной, либо выборочный характер. Сплошной проверке обычно подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами, персоналом по оплате труда, расчеты с поставщиками и другие операции, указанные в программе проверки. В случае выборочного характера работ используется систематический метод выборки. Он заключается в том, что отбор элементов осуществляется через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на числе элементов совокупности (счета-фактуры, регистры бухгалтерского учета и т.д.), при этом соблюдается принцип репрезентативности, означающий отбор элементов, которые обладают характеристиками, типичными для всей их совокупности. Отбор предусматривает объективность контрольной группы (ревизора).

    Процедуры проведения внутреннего финансового контроля включают в себя:

    - определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверку отражения первичных документов в бюджетном учете;

    - арифметическую проверку, заключающуюся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бюджетном учете;

    - сопоставление документов, то есть сверку документов с документами, оформленными другими структурными подразделениями, для проверки достоверности операций и выявления нарушений и ошибок;

    - анализ и оценку соответствия бухгалтерского учета и отчетности;

    - проверку соответствия совершаемых операций действующему законодательству, нормативным документам, внутренним документам.

    Процедуры внутреннего контроля выполняются:

    - самим работником (самоконтроль);

    - сотрудником, старшим по должности (взаимоконтроль), - непосредственно после завершения операции;

    - начальником структурного подразделения - при визировании всех документов, исходящих от подразделения.

    Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

    Для организации внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть решен вопрос о том, кто будет его осуществлять:

    1) в учреждении создается отдельное структурное подразделение - отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения (либо вводится отдельная должность ревизора);

    2) контрольными функциями наделяются все подразделения и службы учреждения.

    Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т.д.

    Цель работы отдела внутреннего финансового контроля определяется руководством организации и направлена на поддержание эффективного контроля за работой различных звеньев управления. В зависимости от внешних условий деятельности учреждения, его размеров, организационной структуры и видов деятельности, месторасположения его обособленных подразделений различаются принципы организации внутреннего контроля.

    Деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) ведется в соответствии с положением об отделе внутреннего контроля. Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

    Если же в учреждении отсутствует отдельное структурное подразделение - отдел внутреннего финансового контроля, то необходимо создать комиссию по внутреннему контролю. В данном случае в систему субъектов внутреннего контроля входят:

    - руководитель учреждения и его заместители;

    - комиссия по внутреннему контролю;

    - руководители и работники учреждения на всех уровнях.

    Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

    - сотрудника - исполнение контрольных функций в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;

    - структурного подразделения - проведение регулярных операций и процедур внутреннего финансового контроля, осуществляемых сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов;

    - комиссии - проведение контрольных мероприятий по внутреннему контролю в соответствии с планом работы комиссии и на основании поручений руководителя учреждения.

    Система контроля состояния бухгалтерского учета включает в себя надзор и проверку:

    - соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

    - точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;

    - предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;

    - исполнения приказов и распоряжений руководства;

    - контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.

    Как документально оформить внутренний контроль?

    Собственно, саму процедуру документального оформления внутреннего контроля можно разделить на следующие этапы.

    Планирование. Планирование мероприятий внутреннего контроля является наиважнейшим этапом проведения такого контроля. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год.

    В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются проверяемый период, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители. Разработанный план следует утвердить у руководителя учреждения.

    Проведению контрольного мероприятия (в рамках осуществления последующего контроля) должен предшествовать этап составления программы проверки. В программу могут быть включены следующие вопросы:

    - сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности: полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правомерность списания денежных средств, оформление приходных и расходных денежных документов, соблюдение порядка ведения кассовых операций, установленного лимита остатка наличных денег в кассе;

    - проверка правомерности банковских операций;

    - правомерность образования и использования фонда оплаты труда, в том числе на премирование и материальную помощь;

    - соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет;

    - обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей: полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность ведения учета и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей материально ответственными лицами, соответствие этих данных данным бухгалтерского учета, правомерность списания материальных ценностей (в том числе основных средств, ГСМ, строительных материалов, запасных частей и других материальных запасов), своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов и принятие мер;

    - состояние дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты: правомерность расчетов по взаимным обязательствам, реальность кредиторской и дебиторской задолженностей по срокам и характеру ее возникновения, наличие актов сверок;

    - достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности: соответствие данных синтетического и аналитического учета, данных бухгалтерской отчетности и данных учета.

    Оформление результатов контроля. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. В том случае, если в учреждении не создается отдельный отдел внутреннего контроля, а сам контроль осуществляется силами работников бухгалтерии, в положении о внутреннем контроле следует прописать, с какой периодичностью указанные работники должны представлять сведения о проведенных контрольных мероприятиях.

    Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

    - программу проверки (утверждается руководителем учреждения);

    - характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;

    - виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;

    - анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

    - выводы о результатах проведения контроля;

    - описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

    В положении о внутреннем контроле должны быть прописаны сроки передачи акта руководителю учреждения с рекомендациями по устранению выявленных нарушений.

    Принятие решений по результатам проверок. Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

    По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (или лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

    По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

    А.Павелин

    Эксперт журнала

    "Бюджетные организации:

    бухгалтерский учет и налогообложение"

    Под внутренним контролем понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством государственного бюджетного учреждения в качестве средств упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения своими силами надзор и проверку:

    - соблюдения в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

    - исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

    - организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;

    - установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

    - установление соответствия проводимых финансовых операций законодательству;

    - точность и полнота документации бухгалтерского учета;

    - предотвращение ошибок и искажений в учете;

    - изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению;

    - изучение опыта практического применения в учреждении действующих распоряжений.

    Целью внутреннего контроля является обеспечение эффективности деятельности, приносящей доход учреждению. Кроме того, она может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю, [1].

    Согласно Васильевой Ю.А. основные виды внутреннего контроля представлены на рисунке 1.

    Рис.1. Основные виды внутреннего контроля

    В группу - по времени осуществления входят:

    предварительный контроль осуществляется для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности.

    текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Его цель - выявить и своевременно пресечь нарушения и отклонения.

    заключительный контроль дает руководителю информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, за счет оценки качества выполненной работы способствует совершенствованию мотивации эффективности деятельности персонала.

    К группе - по степени охвата наблюдаемых явлений и процессов.

    Общий контроль предполагает сплошное изучение производственно-хозяйственной деятельности, социально-экономического процесса.

    Выборочный контроль - получил наиболее широкое развитие в проверке соблюдения технологических процессов, прежде всего в изготовлении крупных партий деталей, массовом производстве.

    В третьей группу - по установлению рациональных сроков проведения, различают следующие виды контроля:

    Систематический контроль - организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме.

    Особое место в управлении принадлежит разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности.

    К четвёртой - по форме осуществления. В ней выделяют следующие виды контроля:

    Финансовый контроль проводится путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям.

    Административный контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете: производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке.

    Технический контроль используется для проверки производственных параметров. Он необходим для своевременного устранения технических неполадок, проверки состояния оборудования,[1].

    Внутренний контроль в бюджетных учреждениях включает:

    - бухгалтерский (бюджетного) учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

    - ревизию, контроль, аудит (проверку документов, проверку арифметических расчетов, соблюдение правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризацию, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание).

    Организация и постановка системы внутреннего контроля начинаются на этапе разработки внутренних локальных актов. Их число может быть различным. Мы приведем только некоторые, свойственные многим бюджетным учреждениям:

    - Положение о внутреннем контроле;

    - Положение о расчетах с подотчетными лицами;

    - Положение о документообороте.

    К средствам внутреннего бухгалтерского контроля:

    проверка первичных учётных документов;

    документальное подтверждение и соответствие плану финансово-хозяйственной деятельности всех бухгалтерских записей; распределение обязанностей между различными лицами;

    по разноске операции по счетам учёта;

    контроль за взаимосвязанными операциями;

    сверка данных учёт с фактическим наличием средств, например проведение инвентаризаций, оформление сличительной ведомости и инвентаризационной описи;

    обеспечение сохранности информации.

    В системе внутреннего контроля бюджетного учреждения задействованы в той или иной степени все сотрудники. К органам внутреннего контроля в учреждений относятся руководитель учреждения и назначаемые руководителем ответственные лица: сотрудников организации и руководство учреждения.

    По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

    -план контрольных мероприятий для проверки основных средства, утвержденную приказом руководителя учреждения;

    - характер и состояние систем бухгалтерского учета основных средств;

    - виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки основных средств;

    - анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;

    - выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

    - размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;

    - описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

    Основными нарушениями при проведении внутренних проверок в учреждении являются технические ошибки, некомпетентность, определенный умысел, ясные противоречия в законодательству, ошибки планирования и стратегического выбора. [3]

    Итак, контроль является неотъемлемым элементом управления. Он существует во взаимосвязи с управлением, обеспечивая обратную связь между субъектами и объектами управления, выявляя отклонения, оценивая их влияние и определяя причины возникновения. Важнейшими функциями внутреннего контроля в бюджетных учреждениях являются обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей и соблюдение государственных гарантий в сфере оказания услуг.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Васильева Ю.А. Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер? / Ю.А.Васильева. - М. "Аюдар Пресс", 2009. - 230 с.

    Организация внутреннего контроля в бюджетной сфере. Возможные подходы // Т. И Фисенко. // Учет в бюджетных учреждениях - . - №12. - с. 72-75.

    Общие правила проведения контрольного мероприятия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-zakony/y2o.htm. Дата обращения 5.12.

    Перейти к обсуждению работы

    Организация внутреннего контроля в бюджетной сфере. Возможные подходы

    Программой предусмотрено принятие мер по реформированию государственного (муниципального) финансового контроля и развитию внутреннего контроля. Из этой формулировки следует важный вывод: внутренний контроль не является частью государственного (муниципального) финансового контроля . До утверждения Программы такой вывод нельзя было сделать. Право исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) установлено ст. 270.1 Бюджетного кодекса, которая была введена в него Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Указанная статья содержится в гл. 26 Бюджетного кодекса, которая называется «Основы государственного и муниципального финансового контроля». Вместе с тем ряд ее положений косвенно позволяли понять, что внутренний контроль в том виде, как его понимает российский законодатель, имеет ряд признаков, свидетельствующих о его особом статусе. Какие это признаки?

    Во-первых, статья предоставляет право, но не устанавливает обязанность. Следовательно, внутренний контроль является неким дополнением к системе государственного и муниципального финансового контроля, но не входит в нее непосредственно.

    Во-вторых, в статье говорится о внутренних (то есть установленных самим органом исполнительной власти или органом местной администрации) стандартах и процедурах, о подготовке и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, а не об общих стандартах и процедурах, обязательных для всех участников бюджетного процесса.

    В-третьих, если в предыдущих статьях указанной главы Бюджетного кодекса . описывающих элементы системы государственного и муниципального финансового контроля, речь идет об органах государственного и муниципального финансового контроля как об участниках бюджетного процесса, то ст. 270.1 предоставляет право органам исполнительной власти и органам местной администрации (далее - органы власти) создавать системы внутреннего контроля, то есть в контексте, отличном от бюджетного законодательства.

    Неоднозначность терминологии

    Статья не случайно начинается с вывода о том, что внутренний контроль не является составной частью государственного и муниципального контроля, поскольку именно из того, что это — составная часть общей системы (с общими целями, задачами и правилами, формами, методами и мерами реагирования) или инициатива отдельно взятых руководителей органов власти (со своими задачами, методами, формами и т. д.), следуют совершенно различные подходы к организации внутреннего контроля в конкретном органе власти.

    Хочется отметить, что наше бюджетное законодательство по многим моментам грешит неоднозначностью и избыточностью терминологии. Одних только администраторов всего и вся в Бюджетном кодексе и в различных инструкциях Минфина России столько, что можно издавать отдельный справочник. Так же и с внутренним контролем. Словно стремясь окончательно всех запутать, в соответствии с Программой предполагается в рамках развития системы государственного (муниципального) финансового контроля ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты. Здесь речь идет уже о внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле. Что это? Как это соотносится с внутренним финансовым аудитом (внутренним контролем), о котором идет речь в ст. 270.1 Бюджетного кодекса?

    Из дальнейших положений Программы можно понять, что внутренний государственный финансовый контроль — это одно, а внутренний контроль — нечто иное, тем более что в Программе прямо говорится о том, что «главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом должны осуществлять внутренний контроль. » (и далее по тексту ст. 270.1). Программа также предусматривает отдельно от нормативного урегулирования внутреннего государственного финансового контроля организацию «координации развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля».

    Возможно, в этом вопросе была полная ясность, если бы План мероприятий по реализации в году Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до года в этой части был выполнен в установленные сроки, но мы готовимся уже к встрече нового, года, а поправок в Бюджетный кодекс и необходимых актов Правительства России и министерств и ведомств пока нет. И это не способствует единому пониманию вопроса.

    Два подхода к организации внутреннего контроля

    В рамках настоящей статьи хотелось бы рассмотреть два возможных подхода к организации внутреннего контроля в органах власти. Эти подходы принципиально отличаются не только с организационной стороны, но и по целям введения нового инструмента. Один подход проиллюстрируем на примере Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе РФ, утвержденного приказом Федерального казначейства от 25 января г. № 19. Положение касается и внутреннего контроля, и внутреннего аудита, но поскольку статья посвящена внутреннему контролю, то вопросы внутреннего аудита мы рассматривать не будем, отметим только различия в этих двух понятиях. Основные различия между внутренним аудитом и внутренним контролем заключаются в следующем:

  • с точки зрения организации процесса внутренний контроль включается в систему управления исполнительного органа власти или органа местной администрации, в то время как внутренний аудит является функционально независимым;
  • с точки зрения содержания внутренний контроль является составляющей финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в то время как внутренний аудит является функционально независимой деятельностью;
  • с точки зрения периодичности осуществления внутренний контроль является систематическим, осуществляется постоянно, а внутренний аудит проводится периодически в соответствии с планом проверок;
  • с точки зрения объектов контроля внутренний контроль оперирует информацией о соблюдении установленных порядка и правил исполнения органом власти закрепленных за ним государственных функций, в то время как внутренний аудит — информацией о внутренних стандартах и процедурах составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • с точки зрения результатов внутренний контроль позволяет информировать руководителя органа власти о рисках невыполнения или неполного выполнения органом власти закрепленных за ним функций, а внутренний аудит является основанием для проведения всесторонней оценки той или иной стороны деятельности органа власти, формирования рекомендаций по улучшению его функционирования и о состоянии и эффективности работы системы внутреннего контроля. Однако следует подчеркнуть, что и результаты внутреннего контроля, и результаты внутреннего аудита предназначены для информирования руководителя органа власти и принятия им управленческих решений, направленных на улучшение работы органа власти и подведомственных ему получателей бюджетных средств и на снижение рисков срыва выполнения функций, исполняемых органом власти.
  • Вернемся к Федеральному казначейству, его подходам к организации внутреннего контроля. И обратим внимание читателя на то, что указанное выше Положение разработано «на основании положений ст. 270.1 Бюджетного кодекса». Положение содержит следующее определение внутреннего контроля: «Внутренний контроль в Федеральном казначействе — непрерывный процесс, осуществляемый руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального казначейства в рамках управления казначейскими рисками, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности».

    Другой возможный подход, который представляется более целесообразным, может быть реализован исходя из следующего определения внутреннего контроля: «Внутренний контроль органа власти — это осуществляемый уполномоченным структурным подразделением (уполномоченными должностными лицами) органа власти процесс сбора информации о соблюдении установленных порядка и правил исполнения органом власти закрепленных за ним государственных функций в целях обеспечения руководителя органа власти информацией о рисках невыполнения или снижения качества выполнения этих функций».

    Казалось бы, определения близки между собой. Из обоих определений вытекают и объект внутреннего контроля — деятельность (процедуры, действия) и субъект — уполномоченное подразделение или должностное(ые) лицо(а).

    Источники:
    docs.cntd.ru, www.glavbukh.ru, www.alt-x-narod.ru, www.scienceforum.ru

    Следующие:

    19 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное

  • Приказ на выдачу подотчетных сумм образец Приказ о порядке расчетов с подотчетными лицамиДобрый день!Цитата: Деньги директору под отчет по новым правиламp>Надежда Шорохова, налоговый консультант компании UHYЯнс-Аудит Директор компании, как и

  • Формы приказов по школе Приказы по школе скачать бесплатно.. .Назначить ответственным за организацию питания и питьевого режима обучающихся в  учебном году овеса алексея александровича с приказом ознакомлен  

  • Образец расписки залога в получении денежных средств Образец расписки в получении денежных средствВсе понимают, что отдавать деньги просто так нельзя. Если это оплата за товар или оказанные услуги, которая не подтверждается

  • Образцы объяснительных о недостаче Объяснительная записка по поводу недостачи денег - правовед ru 1СПАЛОМА.РУ / thread / Образец объяснительной по недостаче | Просмотров: 73954 | #11012 Шаблон объяснительной

  • Объяснительная к больничному образец #1 s_ysОтправлено 30 Сентябрь 2010 - 18:07Прошу прощения, если аналогичный вопрос уже звучал в данном разделе.Ситуация: находился 1 нед. на больничном из-за бытовой травмы

  • Книга регистрации приказов о приеме на работу Журнал регистрации приказов на увольнениеCategory: Архиваторы | Autor: admin | Date: 20.03., 00:12 | Comments: 4 |Журнал регистрации приказов (распоряжений) по личному составу (75

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,