коррекция зрения
Главная » Организация учреждения

Образец приказа на модернизацию здания


Как в бухучете оформить модернизацию основных средств

При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Модернизация является одним из способов восстановления основного средства (п. 26 ПБУ 6/01).

Модернизацию основных средств можно выполнить:

- хозспособом (т. е. собственными силами организации);

- подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций (предпринимателей, граждан)).

Документальное оформление

Решение о модернизации основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:

Амортизация во время модернизации

При проведении модернизации со сроком не более 12 месяцев амортизацию по основному средству начисляйте. Если модернизация основного средства проводится более 12 месяцев, то начисление амортизации по нему приостановите. В этом случае возобновите начисление амортизации после окончания модернизации. Такой порядок установлен в пункте 23 ПБУ 6/01 и пункте 63 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: с какого момента в бухучете нужно прекратить, а затем возобновить начисление амортизации по основному средству, переданному на модернизацию на срок свыше 12 месяцев .

Для целей бухучета конкретный момент прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на модернизацию на срок свыше 12 месяцев, законодательством не установлен. Поэтому месяц, с которого прекращается и возобновляется начисление амортизации для целей бухучета по таким основным средствам, организация должна установить самостоятельно.

При этом возможными вариантами могут быть:

Семь запутанных ситуаций с учетом расходов на модернизацию

Галина Соколова. ведущий эксперт журнала «Главбух»

Чем поможет эта статья: Вы узнаете, как безопасно списывать расходы на модернизацию при расчете налога на прибыль.

От чего убережет: От ошибок в налоговой амортизации объектов, которые модернизировали. И соответственно, от разногласий с ИФНС.

Для некоторых ситуаций правила учета расходов на модернизацию в Налоговом кодексе РФ четко не прописаны.

Чтобы избежать претензий при проверке, следуйте разъяснениям контролирующих ведомств. Вам важнее сэкономить и вы не боитесь споров? Тогда учитывайте арбитражную практику.

Если ваша компания на «упрощенке»

Рассчитывая «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами, учитывайте расходы на модернизацию по статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

Ситуация 1. Нужно ли после модернизации пересчитать норму амортизации, если срок службы объекта изменился

Компания провела модернизацию основного средства. Расходы на соответствующие работы включили в его первоначальную стоимость. Кроме того, у компании появилось право увеличить срок полезного использования объекта (п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ). Означает ли это, что надо по-новому определить и норму амортизации ?

Нет. Начислять амортизацию безопаснее по прежней норме. По той, которая была рассчитана при вводе имущества в эксплуатацию. Чтобы определить размер ежемесячных амортизационных отчислений. умножьте эту норму на новую первоначальную стоимость. Применяйте это правило независимо от того, воспользовалась компания своим правом изменить срок службы объекта или нет. В Минфине России уверены - возможность пересчета норм амортизации Налоговым кодексом РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 10 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/167).

Осторожно!

В Минфине России уверены - возможность пересчета норм амортизации Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

Пример. Компания рассчитывает амортизационные отчисления после модернизации

ЗАО «Союз» амортизирует основные средства линейным способом. Компания провела модернизацию одного из объектов. Его первоначальная стоимость равна 1 200 000 руб. а срок полезного использования - 60 месяцев. Норма амортизации - 1/60.

Ежемесячно компания списывает на расходы 20 000 руб. (1 200 000 руб. 1/60). До модернизации объект эксплуатировали 18 месяцев, модернизация заняла 2 месяца. За это время была начислена амортизация в размере 400 000 руб. (20 000 руб. 20 мес.).

Затраты на модернизацию составили 600 000 руб. без НДС. После модернизации ежемесячная сумма амортизации станет равна 30 000 руб. ((1 200 000 руб. + 600 000 руб.) 1/60).

Ситуация 2. Начислять ли амортизацию после того, как срок службы модернизированного объекта истек, а его стоимость осталась несписанной

Предположим, после модернизации основного средства срок его службы было решено оставить прежним. При этом, руководствуясь письмом Минфина России от 10 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/167, бухгалтер начислял налоговую амортизацию по нормам, установленным при вводе объекта в эксплуатацию. В результате полная стоимость основного средства (с учетом расходов на модернизацию) к концу срока полезного использования не списана.

Ничего страшного. Начислять амортизацию в этой ситуации можно до полного погашения стоимости объекта. Минфин России разъяснил это в письме от 5 июля г. № 03-03-06/1/402.

Ситуация 3. Можно ли списать расходы по модернизации объекта, который уже полностью самортизирован

Компания модернизировала основное средство, срок полезного использования которого закончился. Соответственно, стоимость этого объекта полностью списана (скажем, линейным методом). Как в этой ситуации учитывать расходы на модернизацию?

Как упростить работу

Ответы на другие вопросы об учете основных средств вы можете узнать из вебинара, ко- торый размещен на нашем сайте www.glavbukh.ru/webarhiv .

Проверяющих устроит такой способ. Увеличьте первоначальную стоимость основного средства (не важно, что она уже списана) на сумму расходов по модернизации. И начисляйте амортизацию. используя прежнюю норму. Ту, которая была установлена, когда имущество было введено в эксплуатацию. Продолжайте амортизационные отчисления. пока не спишете всю новую первоначальную стоимость. И пусть вас не смущает, что расходы будут отражены в налоговом учете за пределами срока службы объекта. Минфин России и налоговые консультанты никакой ошибки в этом не видят (см. письмо от 23 сентября г. № 03-03-06/2/146, а также врез ниже).

Даже если срок службы модернизированного объекта истек, норму амортизации по нему не пересчитывайте

Комментирует Альмин Рабинович, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Образец приказа на модернизацию здания- После модернизации основного средства компания вправе увеличить срок его полезного использования в пределах прежней амортизационной группы (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ). Иногда, ссылаясь на это правило, налоговики заявляют: если модернизирован полностью самортизированный объект, нужно обязательно продлить срок его службы. А затем, исходя из него, рассчитать новую норму амортизации. Она будет меньше первоначальной. Соответственно, затраты на модернизацию придется списывать более длительное время.

Этот подход не поддерживают ни Минфин России, ни судьи. Во-первых, пересматривать срок службы Налоговый кодекс РФ не обязывает. Во-вторых, в нем не предусмотрена возможность пересчета норм амортизации. Вывод: списывать стоимость объекта после модернизации нужно по прежним нормам. Тот факт, что на момент проведения работ срок службы имущества закончился, значения не имеет (письмо Минфина России от 10 сентяб-ря 2009 г. № 03-03-06/2/167).

Ситуация 4. Можно ли начислять амортизацию по объекту, часть которого находится на реконструкции

На реконструкцию перевели лишь часть объекта (например, один этаж здания). Предположим, речь идет о работах сроком более 12 месяцев. По общему правилу начисление амортизации следует прекратить - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала работ (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Как применять это правило - ко всему объекту или к его части?

Прежде всего посмотрите, как основное средство учтено в налоговом регистре. Если это единый инвентарный объект, не начислять амортизацию безопаснее со всей его стоимости. Тот факт, что часть здания продолжает эксплуатироваться, значения не имеет. Прекращать амортизацию только по части здания, в которой идет реконструкция, можно, если она выделена в самостоятельный объект учета (письмо Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/8). Кстати, некоторые чиновники не так категоричны (см. письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 20-12/030776). Они учитывают, что эксплуатируемая часть здания приносит доход. И разрешают списывать амортизацию по ней. Но если ваша ИФНС с этим не согласится, отстоять расходы вы сможете только в суде (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г. № А56-33426/2007).

Ситуация 5. Приостанавливать ли амортизацию, если модернизация длится больше года

Завершить модернизацию объекта планировалось быстрее чем за год. Поэтому с месяца, следующего за месяцем начала работ, начислять амортизацию бухгалтер не прекратил. Однако, когда прошло 12 месяцев, оказалось, что работы не закончились. Пересчитайте налог на прибыль за весь период этих работ. А до конца модернизации амортизационные отчисления не делайте. Ведь списывать стоимость объектов, модернизируемых больше года, нельзя (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ). В расчет принимается именно фактический (а не планируемый) срок работ (письмо ФНС России от 14 марта 2005 г. № 02-1-07/23).

Избежать невыгодного учета можно так. Разбейте работы по модернизации на несколько законченных этапов. Каждый этап - не более 12 месяцев. Тогда прекращать амортизацию не надо, даже если общая продолжительность работ займет больше года. Но учтите: по каждому этапу должны быть оформлены отдельные документы. Кроме того, желательно, чтобы между этапами были перерывы (см. также врез ниже).

Списать расходы на модернизацию можно только по законченным работам

Рекомендует Наталья Леванец, аудитор Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Образец приказа на модернизацию здания- Планом модернизации предусмотрено несколько этапов. Выясните, представляет ли каждый из них завершенный цикл работ, в результате которых улучшились характеристики объекта или изменилось его назначение. Документы по такому этапу (приказ, договор с исполнителем, акт приемки работ) лучше оформить отдельно. Если работы по такому этапу длятся не более года, приостанавливать налоговую амортизацию объекта не надо. По завершении работ расходы можно включить в первоначальную стоимость объекта. И начать списывать через амортизационные отчисления.

А если у этапа нет законченного результата? Тогда безопаснее не приравнивать его к завершенному циклу работ. Расходы по нему в налоговом учете отдельно не отражайте. В ситуации, когда продолжительность таких последовательных промежуточных этапов превышает 12 месяцев, амортизацию во время модернизации не начисляйте. Этот порядок следует из пункта 2 статьи 257 и пункта 2 статьи 322 Налогового кодекса РФ.

Ситуация 6. Как начислять амортизацию, если после реконструкции здание надо перерегистрировать

Компания закончила реконструкцию здания, которая заняла более 12 месяцев. Амортизация в течение всего периода работ не начислялась (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ). По общему правилу бухгалтер вправе возобновить амортизационные отчисления с 1-го числа месяца, следующего за окончанием работ.

Но предположим, после реконструкции здание изменилось настолько, что необходима перерегистрация прав на недвижимость. Скажем, увеличилась площадь. Возобновлять амортизацию (применять амортизационную премию) безопаснее с месяца, следующего за месяцем, в котором получена расписка о подаче документов на госрегистрацию (письмо Минфина России от 23 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/539).

Заметим, что Налоговый кодекс РФ никак не связывает право на амортизацию с госрегистрацией перестроенной недвижимости. Но это аргумент для суда (см. постановление ФАС Уральского округа от 3 августа 2009 г. № Ф09-4797/09-С3). А чтобы избежать споров, руководствуйтесь позицией контролирующих ведомств.

Ситуация 7. Как учесть модернизацию объекта, который к основным средствам не относится

У компании есть имущество, которое было куплено не более чем за 40 000 руб. Например, недорогой компьютер. Его стоимость списана на налоговые расходы единовременно в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Теперь такой объект модернизировали. Можно ли учесть истраченные средства при расчете налога на прибыль?

Да, можно. Включите их в состав прочих производственных расходов. То есть учтите единовременно в полной сумме в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Естественно, при условии, что затраты были экономически обоснованны (письмо Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-03-06/2/74).

Поступайте так, даже если расходы на модернизацию превысили 40 000 руб. Переводить объект, стоимость которого учтена в материальных расходах, в состав основных средств и начислять по нему амортизацию не надо. Делать это Налоговый кодекс РФ не требует (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. № 03-03-06/1/651).

Главное, о чем важно помнить

1 . После модернизации начислять налоговую амортизацию безопаснее по прежней норме. Той, которая была установлена при вводе основного средства в эксплуатацию.

2 . Амортизировать стоимость объекта, который был модернизирован, можно до ее полного погашения. Даже если срок службы этого объекта уже истек.

Анонсы

С 1 января текущего года изменился порядок привлечения на работу иностранных граждан. В нововведениях поможет разобраться Яна Метелева . юрист и консультант по вопросам трудового законодательства.

3 июня

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная актом по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств".

Принятие решения о проведении модернизации (реконструкции) основного средства следует оформлять приказом руководителя организации.

Обоснование вывода:

Пункт 26 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01 ) определяет, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию основного средства после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основного средства.

В бухгалтерском учете, согласно п. 14 ПБУ 6/01, изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Таким образом, расходы на модернизацию будут формировать "новую" стоимость модернизируемого объекта, уже принятого на баланс организации.

Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким документом, по нашему мнению, может являться акт по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

В письмах Минфина России от 04.12.2009 N 03-03-06/1/788, от 21.08.2009 N 03-03-06/1/540 и от 21.08.2009 N 03-03-06/1/540 также разъясняется, что датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная актом по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств".

Согласно указаниям по заполнению форма N ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

В форме указываются:

- сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи на модернизацию (остаточная стоимость, срок эксплуатации);

- сведения о затратах, связанных с модернизацией;

- отражаются результаты испытаний объекта по окончании модернизации (реконструкции), а также возможность его эксплуатации;

- отражаются изменения в характеристике объекта, вызванные модернизацией (реконструкцией).

При этом перечисленные в форме N ОС-3 виды работ должны быть подтверждены соответствующими первичными документами, оформленными теми организациями, которые их выполняли.

Принятие решения о проведении модернизации (реконструкции) должно оформляться приказом руководителя организации.

Такой вывод можно сделать из п. 3 ст. 256 НК РФ, согласно которому решение по переводу основного средства на модернизацию на длительный срок (более 12 месяцев) принимается руководителем организации.

В приказах на модернизацию и реконструкцию следует указать причины модернизации (реконструкции), сроки их проведения, а также фамилии, имена и отчества лиц, ответственных за их проведение.

Перед проведением работ по модернизации объекта основных средств в организации создается комиссия, которая производит осмотр объекта основных средств, требующего модернизации, составляет график проведения работ и утверждает сметно-техническую документацию.

Данные документы необходимы и в целях налогового учета для обоснования экономической целесообразности данных расходов согласно ст. 252 НК РФ.

Обращаем внимание, что с 01.01., то есть с даты вступления в силу Федерального закона от 06.12. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (смотрите в связи с этим информацию Минфина России от 04.12. N ПЗ-10/). С этой даты все формы первичных учетных документов должен утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Однако при разработке форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Перечень обязательных реквизитов, порядок утверждения, составления и исправления первичных документов содержатся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шпилевая Ольга

Ответ прошел контроль качества

Приложение к постановлению Правительства Оренбургской области от 20 июня г. N 403-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30.12. N 1263-пп"

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений

Реестр направления сообщения о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Уведомление по итогам проведенного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в заочной форме

Бюллетень для голосования в заочной форме собственников помещений многоквартирного дома

Договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта

Договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта (специальный счет)

Заявление на возврат платежа

Заявление на изменение данных о помещении в МКД

Протокол общего собрания о переносе сроков

БИЗНЕС КОНСУЛЬТАНТ

РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

При эксплуатации зданий и сооружений (офисов, производственных помещений и т.д.) субъекты хозяйствования неизбежно несут расходы, связанные с поддержанием данных объектов в надлежащем состоянии, улучшением их внешнего облика и функциональности, перепланировкой и т.п. При этом неправильное определение вида проводимых работ ( ремонт, модернизация, реконструкция ), невнимательное отношение к обязанностям по содержанию помещений, закрепленным в договорах аренды, и непринятие во внимание ряда иных факторов зачастую влечет негативные последствия для субъекта хозяйствования, так как в различных ситуациях различается и порядок учета соответствующих видов работ как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

То, что необходимо знать при проведении работ по ремонту, реконструкции и модернизации зданий, сооружений (отдельных помещений), и будет рассмотрено в настоящем материале.

1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИЦИРУЕМ ВИДЫ РАБОТ

Затраты, которые возникают в процессе использования объектов основных средств и которые направлены на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и / или повышения его производительности, а именно затраты на проведение модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N 118 (далее - Инструкция N 118)).

Затраты, которые возникают в процессе использования объектов основных средств и которые направлены на поддержание основных средств в рабочем состоянии, в частности, расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 20 Инструкции N 118).

Таким образом, для целей выбора порядка отражения соответствующих расходов, связанных с восстановлением основных средств (ремонтом, модернизацией, реконструкцией), определяющим моментом является правильная классификация осуществленных затрат и при обработке первичных учетных документов, подтверждающих факт осуществления определенного вида работ, в первую очередь перед бухгалтером стоит задача по их классификации: либо как ремонтных работ (текущего ремонта, капитального ремонта) с последующим списанием их стоимости на текущие расходы, либо как работ по проведению реконструкции и модернизации с последующим увеличением стоимости объекта основных средств, отраженного на счете 01 "Основные средства".

Как показывает практика, данная задача является одной из самых сложных, и зачастую в спорных ситуациях предприятия списывают стоимость понесенных расходов на увеличение стоимости объектов основных средств, чтобы не отстаивать правильность своей позиции перед контролирующими органами в случае их включения в себестоимость продукции (работ, услуг) в качестве текущих расходов и в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Данный вариант может и является наиболее безопасным с позиции проверки соответствующих вопросов контролирующими органами, однако является не всегда экономически целесообразным, так как напрямую влияет на финансовые показатели деятельности предприятия и его налоговую нагрузку.

Для правильной классификации работ прежде всего необходимо воспользоваться нормами Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6 (далее - Инструкция N 37/18/6), в которой закреплены следующие определения ремонта, реконструкции и модернизации:

- ремонт - совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа (приложение 5 к Инструкции N 37/18/6);

- реконструкция - совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей, обеспечивающая получение более высоких качественных и количественных показателей объекта (приложение 5 к Инструкции N 37/18/6);

- модернизация - это совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (приложение 5 к Инструкции N 37/18/6).

Приложением 5 к Инструкции N 37/18/6 определены также общие признаки и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения, в частности:

Определение Технико- Конструкция Ресурс Срок службы Стоимость

экономические и объекта

показатели комплектация

Ремонт Не изменяются Не Не Не Не

изменяются изменяется изменяется изменяется

Модернизация Изменяются Не Может Может быть Изменяется

изменяются увеличиться пересмотрен

Реконструкция Изменяются Изменяются Может Может быть Может

измениться пересмотрен измениться

Как мы видим, только при проведении ремонта не изменяются ни технико-экономические показатели, ни конструкция и комплектация, ни ресурс, ни срок службы, ни стоимость объекта, т.е. происходит лишь восстановление ранее существующих утраченных свойств и характеристик.

При проведении реконструкции либо модернизации может измениться хотя бы одна из этих составляющих, т.е. у объекта появляются новые, ранее не существовавшие у него показатели.

Однако нормы Инструкции N 37/18/6 не содержат какого-либо конкретного перечня работ, а дают лишь общие принципы и подходы к их классификации, что не всегда позволяет однозначно отнести их либо к ремонту, либо к реконструкции и модернизации.

Например, исходя из Инструкции N 37/18/6 ресурс объекта может изменяться, а не должен изменяться, срок службы может быть пересмотрен, а не должен быть пересмотрен, стоимость объекта может измениться, а не должна измениться.

Наличие изменений технико-экономических показателей и изменений конструкции и комплектации в ряде случаев не имеет четко выраженного характера и является предметом субъективной оценки, изменение ресурса, срока службы и стоимости объекта при реконструкции может и не происходить, что практически унифицирует его с ремонтом и затрудняет классификацию (разграничение) видов работ при использовании только рассматриваемых показателей.

Данный факт делает необходимым поиск иных источников информации, более подробно и детально раскрывающих и разграничивающих работы по реконструкции, модернизации и ремонту.

Нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету определено, что общие признаки ремонтных и строительных работ и критерии состояния объектов в результате их проведения уточняются соответствующими отраслевыми стандартами (п. 31 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 N 127 (далее - Инструкция N 127)).

Уполномоченным государственным органом, который разрабатывает и утверждает рассматриваемые стандарты, является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В частности, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет в том числе разработку технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и дает разъяснения по применению указанных технических нормативных правовых актов (подп. 5.5 Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 973).

Исходя из вышеизложенного соответствующими отраслевыми стандартами, указанными в п. 31 Инструкции N 127, будут являться технические нормативные акты Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Данный вывод подтверждается и существующей практикой решения спорных ситуаций, например, Письмом Главного управления государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.07.2004 N 01-05/2393 "Об отнесении выполненных работ к определенному виду инвестиционной деятельности" (далее - Письмо N 01-05/2393) определено, что в случае затруднений в определении вида проведенных работ рекомендуется обращаться для получения заключения в соответствующие территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы.

Определения ремонта, реконструкции и модернизации, носящие более развернутый характер, содержатся в Техническом кодексе установившейся практики "Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения" (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденном Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 N 172 (далее - ТКУП), которым закреплены следующие определения (подп. 3.3 ТКУП):

- капитальный ремонт (capital repairs) - ремонт, связанный с восстановлением основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий и сооружений, утраченных в процессе эксплуатации;

- модернизация (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) (modernization) - совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах.

Примечание. Модернизация является видом реконструкции, проводимой в

существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций. При модернизации

могут осуществляться изменение планировки без изменения назначения

отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток,

лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замена отдельных видов

несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение

архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и

шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования

или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме

магистральных);

- реконструкция (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) (reconstruction) - совокупность работ и мероприятий, направленных на использование по новому назначению зданий, сооружений, коммуникаций, их частей (включая отдельные помещения) и (или) связанных с изменением их основных технико-экономических показателей, а также работы по модернизации зданий, сооружений, коммуникаций.

Примечание. В состав реконструкции зданий, сооружений, инженерных и

транспортных коммуникаций или их частей входит комплекс строительных работ

и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением

нормативных требований и (или) основных технико-экономических показателей

(количество или площади квартир, строительного объема или общей площади

здания), увеличением объема услуг, изменением вместимости, пропускной

способности и изменением направления и места расположения линейных

сооружений.

Реконструкция зданий и сооружений может быть вызвана реконструкцией

предприятия. К реконструкции предприятия относится переустройство или

расширение цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего

назначения, инженерных коммуникаций, изменение назначения предприятия, цеха

или изменение их основных технико-экономических показателей;

- ремонт (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) (repairs) - совокупность работ и мероприятий по восстановлению работоспособности или исправности здания, сооружения, коммуникаций, их частей и (или) элементов, включая строительные конструкции и инженерное оборудование, не подпадающих под определение реконструкции.

Примечание. К ремонту относятся технические работы, связанные с

восстановлением основных физико-технических и эстетических показателей

(несущая способность, жесткость, теплозащита, отделка и т.д.),

потребительских качеств, утраченных в процессе эксплуатации. В состав работ

входят все виды ремонтных работ, в том числе аварийные работы, включая

замену отдельных элементов или конструкций, местное утепление и

звукоизоляцию с применением современных материалов и технологий;

- текущий ремонт (running repairs) - ремонт, который производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Следует обратить внимание на тот факт, что в году определения ремонта и реконструкции в отношении объектов строительства также установлены в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.11. N 196-З, вступающей в силу через шесть месяцев с момента официального опубликования) (далее - Закон N 300-З).

В частности, Законом N 300-З определены следующие термины:

капитальный ремонт объекта строительства - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства;

реконструкция объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них;

ремонт объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта, в том числе по устранению его мелких повреждений и неисправностей, а также предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта;

текущий ремонт объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта.

Несмотря на многообразие и отличие определений ремонта, реконструкции и модернизации, закрепленных в различных нормативных правовых актах, признаки работ, отличающих рассматриваемые понятия друг от друга, являются аналогичными, в связи с чем организация при классификации выполненных работ может руководствоваться любыми из терминов, которые в настоящее время определены законодательством Республики Беларусь.

До года предприятия руководствовались Письмом N 01-05/2393, которым также было определено, что нормативным документом, определяющим основные виды работ, выполняемых при текущем, капитальном ремонте и модернизации зданий и сооружений, являются Строительные нормы Республики Беларусь "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений" СНБ 1.04.02-02, утвержденные Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.09.2002 N 342 (далее - СНБ 1.04.02-02).

В данном документе содержатся три основных перечня работ, имеющих широкое практическое применение:

- Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений (приложение А к СНБ 1.04.02-02).

Например, к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений будут относиться такие виды работ, как полная замена заполнения оконных проемов здания, полная замена кровли, перекладка и усиление отдельных участков несущих каменных стен, укрепление, усиление или замена перегородок, замена и ремонт инженерного оборудования, обеспечивающего потребление коммунальных услуг (вводные устройства, блочные теплопункты, водомерные узлы и др.) и т.д.;

- Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений (приложение Б к СНБ 1.04.02-02).

Например, к работам, выполняемым при текущем ремонте зданий и сооружений, будут относиться такие виды работ, как заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки отдельных участков площадью до 2 кв.м; прочистка и ремонт вентиляционных каналов и вытяжных устройств; заделка швов в стыках сборных железобетонных перекрытий; заделка выбоин и трещин в железобетонных конструкциях; все виды работ по устранению неисправности крыши (кроме полной замены покрытия); установка доводчиков, пружин, упоров; замена оконных и дверных приборов; замена или ремонт отдельных участков пола; все виды малярных работ и т.д.;

- Перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений (приложение В к СНБ 1.04.02-02).

Например, к работам, выполняемым при модернизации зданий и сооружений, будут относиться такие виды работ, как защита зданий от шума и вибрации; улучшение архитектурной выразительности или замена вида отделки фасадов зданий; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, наружным и внутренним противопожарным водопроводом, канализацией, газоснабжением с присоединением к существующим магистральным сетям; установка нового технологического оборудования; устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; перевод существующей сети электроснабжения на повышенные расчетные нагрузки и т.д.

Данные перечни содержат достаточно детализированные виды работ, которые и следует сравнивать с видами работ, которые осуществила организация.

На основании вышеизложенного, сравнивая и анализируя нормы различных законодательных актов, можно сделать следующие выводы:

в случае проведения ремонта:

- проведение ремонтных работ является следствием вызвавшей их причины (износом, поломкой оборудования либо его частей, восстановлением имевшихся свойств объектов - например, замена кровли вызвана ее протеканием, покраска пола и стен вызвана потертостями старой краски и т.п.);

- не происходит изменения функционального назначения объекта;

- у объекта не появляются новые качества по сравнению с первоначальным состоянием (например, не повышается производительность оборудования, помещения не приобретают дополнительную площадь, не улучшаются иные технические характеристики объекта);

в случае проведения реконструкции (модернизации):

- проведение реконструкции либо модернизации изменяет функциональные черты объектов и наделяет их новыми качествами (улучшает визуальные характеристики, прочность, теплопроводность, строение, конструкцию, принципы работы и т.п.);

- проведение реконструкции и модернизации обусловлено не восстановлением утраченных свойств объекта, а необходимостью их изменения в целях повышения ресурса их использования, производительности и т.п.;

- реконструкция и модернизация, как правило, проводятся по инициативе самого предприятия и являются не вынужденной мерой, вызванной физическими причинами (износом, поломкой и т.п.), а мерой, обусловленной экономическими и производственными причинами.

С 01.01. СНБ 1.04.02-02 признаны утратившими силу и в настоящее время конкретные виды работ, выполняемые при ремонте, реконструкции и модернизации, установлены в Техническом кодексе установившейся практики "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию" (ТКП 45-1.04-206- (02250)) (далее - ТКП 45-1.04-206- (02250)), утвержденном Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07. N 267 "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве" (далее - Приказ N 267).

В частности, в приложении А к ТКП 45-1.04-206- (02250) определен перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте.

В приложении Б к ТКП 45-1.04-206- (02250) определен перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте.

В приложении В к ТКП 45-1.04-206- (02250) определен перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации.

Сравнительный анализ видов работ, определенных в СНБ 1.04.02-02, действовавших до года, и в ТКП 45-1.04-206- (02250), показывает, что перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте, имеет незначительные отличия, перечни основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте, основных видов работ, выполняемых при модернизации, несколько расширены, тем не менее организации для целей классификации видов выполненных работ следует пользоваться нормами документа, действовавшего (действующего) в соответствующем периоде.

Конкретные практические ситуации классификации видов работ будут рассмотрены в разделе 3 настоящего пособия.

2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ ПО РЕМОНТУ,

РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

В году предприятия пользовались Строительными нормами Республики Беларусь "Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации" СНБ 1.04.01-04 (далее - СНБ 1.04.01-04), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.03.2004 N 70 "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве" (далее - Приказ N 70), в соответствии с которыми организация - заказчик строительных работ, относящихся к ремонту либо модернизации, обязана производить осмотр имеющихся на балансе зданий и сооружений. При этом к работе комиссий могут привлекаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. По результатам проведенного осмотра зданий (сооружений) оформляется акт технического осмотра, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается собственником здания или уполномоченным им лицом. На основании акта сведения о техническом состоянии здания отражаются в журнале технической эксплуатации здания и техническом паспорте, являющемся документом, удостоверяющим техническое состояние здания и использующимся для подтверждения факта эксплуатационной пригодности (непригодности) объекта. Результаты всех осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания и его отдельных элементов, места расположения и параметры обнаруженных дефектов, причины их возникновения и сроки устранения (подп. 4.9, 4.10 СНБ 1.04.01-04).

С 01.01. Приказ N 70 (соответственно и СНБ 1.04.01-04) Приказом N 267 признан утратившим силу, а также утвержден и введен в действие Технический кодекс установившейся практики "Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации" ТКП 45-1.04-208- (02250) (далее - ТКП 45-1.04-208-).

ТКП 45-1.04-208- устанавливает основные требования к техническому состоянию строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений и оценке их пригодности к эксплуатации. Его требования являются обязательными при эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий различного назначения, находящихся в ведении организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.

Собственник, эксплуатирующая организация или служба технической эксплуатации обязаны поддерживать установленные в проектной документации показатели эксплуатационных качеств (ПЭК) (подп. 4.5 ТКП 45-1.04-208-).

Контроль за техническим состоянием здания должен осуществляться его собственником, эксплуатирующей организацией или службой технической эксплуатации путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров (далее - осмотры) собственными силами, а при необходимости - путем проведения обследования специализированной организацией. При этом должны проводиться общие и частичные плановые осмотры (подп. 4.7, 4.8 ТКП 45-1.04-208-).

Результаты всех осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания (журнал технической эксплуатации здания, технический паспорт). В этих документах должны содержаться: ориентировочная оценка технического состояния здания и его отдельных элементов, места расположения и параметры обнаруженных дефектов, предполагаемые причины их возникновения и сроки устранения (подп. 4.10 ТКП 45-1.04-208-).

При эксплуатации зданий не допускается без проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации производить определенные виды работ, например, изменение объемно-планировочного решения и внешнего облика здания; изменение конструктивных схем каркаса здания в целом или его отдельных частей; изменение планировки и благоустройства прилегающей к зданию территории; надстройку или возведение (установку) на покрытии здания других объектов (в том числе и временных); изменение схемы работы несущих конструкций здания или его частей, замену их другими элементами или устройство новых конструкций и т.д. (подп. 4.12 ТКП 45-1.04-208-).

Для обоснования решения о проведении ремонта в году, как и ранее, составляется дефектный акт формы С-1 (далее - дефектный акт) (п. 5 Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13 (далее - Инструкция N 13)).

Дефектный акт служит исходным документом для составления сметы на проведение ремонтных работ, выполняемых хозяйственным или подрядным способом.

Примерный (укрупненный) перечень видов предполагаемых ремонтных работ составляется по результатам первичного осмотра объекта ремонта. В графе "Примечание" указывается необходимая заказчику дополнительная информация.

В соответствующих строках дефектного акта в произвольной форме также приводятся сведения о стесненных и усложненных условиях производства работ и особенностях технологии ведения работ с применением грузоподъемных механизмов, люлек электрических, автовышек и другие сведения, необходимые для определения сметной стоимости работ (п. 5 Инструкции N 13).

В зависимости от категории работ определяется необходимость разработки проектной документации.

В году в зависимости от вида работ было установлено, что:

- при выполнении работ по текущему ремонту зданий и сооружений сметная документация может разрабатываться только на основании составленных и подписанных дефектных актов. При выполнении работ по текущему ремонту объектов, в том числе в сельской местности, составляется только дефектный акт и на его основании смета. Разработка проектной документации и ее экспертиза при текущем ремонте не требуется (подп. 4.9 СНБ 1.04.02-02);

- при выполнении работ по капитальному ремонту объектов не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений (подп. 4.10 СНБ 1.04.02-02);

- при выполнении работ по реконструкции и модернизации объектов объем и состав проектно-сметной документации и состав комплекта чертежей определяется в каждом конкретном случае заказчиком по согласованию с проектной организацией и устанавливается в договоре на проектирование (подп. 4.11 СНБ 1.04.02-02);

- при проведении капитального ремонта либо модернизации на основании материалов технического обследования, определения физического и морального износа зданий и сооружений, сведений журнала технической эксплуатации здания, технического паспорта и дефектного акта и при наличии в необходимых случаях соответствующего обоснования инвестиций на запланированные строительные работы составляется проектная документация (Строительные нормы Республики Беларусь "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" СНБ 1.02.03-97, утвержденные Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.08.1997 N 358 (далее - СНБ 1.02.03)).

Как уже указывалось выше, в году ранее установленные СНБ 1.04.02-02 нормы теперь закреплены в ТКП 45-1.04-206- (02250).

Проектная документация на ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений выполняется на основании обоснования инвестиций в соответствии с требованиями СНБ 1.02.03 и СНБ 1.03.02, ТКП 45-1.02-104, материалов технического обследования, определения физического и морального износа зданий и сооружений (подп. 4.1 ТКП 45-1.04-206- (02250)).

Проектная документация на ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений и реставрацию подлежит согласованию с заинтересованными и рассмотрению в органах государственной экспертизы в установленном порядке. Если в проектной документации на ремонт и модернизацию зданий (отдельных помещений) приняты решения, не затрагивающие несущей способности конструкций, о чем должна быть сделана запись главным инженером проекта (главным архитектором проекта), то эта документация не подлежит государственной экспертизе (подп. 4.4 ТКП 45-1.04-206- (02250)).

При выполнении работ по текущему ремонту разработка проектной документации и ее экспертиза не требуется. Разрабатывается только сметная документация на основании дефектных актов, составленных при необходимости на основании технических заключений.

При выполнении работ по капитальному ремонту объектов не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений (подп. 4.8 ТКП 45-1.04-206- (02250)).

При окончании проведения ремонтных работ, работ по реконструкции и модернизации зданий и сооружений составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3), который применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

Источники:
nalogobzor.info, www.glavbukh.ru, www.garant.ru, orbfond.ru

Следующие:

19 марта 2024 года

Комментарии: 1

13.12.19, 00:51
Алексей

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-68 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1. На заставку не обращайте внимания, Атс подвисла.
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Популярное

  • Приказ на выдачу подотчетных сумм образец Приказ о порядке расчетов с подотчетными лицамиДобрый день!Цитата: Деньги директору под отчет по новым правиламp>Надежда Шорохова, налоговый консультант компании UHYЯнс-Аудит Директор

  • Формы приказов по школе Приказы по школе скачать бесплатно.. .Назначить ответственным за организацию питания и питьевого режима обучающихся в  учебном году овеса алексея александровича с

  • Образец расписки залога в получении денежных средств Образец расписки в получении денежных средствВсе понимают, что отдавать деньги просто так нельзя. Если это оплата за товар или оказанные услуги,

  • Образцы объяснительных о недостаче Объяснительная записка по поводу недостачи денег - правовед ru 1СПАЛОМА.РУ / thread / Образец объяснительной по недостаче | Просмотров: 73954 |

  • Объяснительная к больничному образец #1 s_ysОтправлено 30 Сентябрь 2010 - 18:07Прошу прощения, если аналогичный вопрос уже звучал в данном разделе.Ситуация: находился 1 нед. на больничном

  • Книга регистрации приказов о приеме на работу Журнал регистрации приказов на увольнениеCategory: Архиваторы | Autor: admin | Date: 20.03., 00:12 | Comments: 4 |Журнал регистрации приказов (распоряжений) по

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,