коррекция зрения
Главная » Вопрос-ответ

Образец приказа о практике на предприятии


Студенты на практике

"Кадровик. Кадровое делопроизводство" N 9

СТУДЕНТЫ НА ПРАКТИКЕ

Кадровики тех организаций, в которых студенты проходят производственную или преддипломную практику, желали бы, чтобы в ТК РФ была отдельная глава, посвященная трудовым отношениям с практикантами. Таких специальных норм даже после внесения в Трудовой кодекс поправок не появилось. И оформление студентов на практику до сих пор вызывает многочисленные трудности. В статье подробно рассмотрены основные проблемы, связанные со студенческой практикой.

Практика - это организуемая по специальному учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве с целью закрепления их теоретических знаний и расширения опыта в области какой-либо специальности.

Вид, форму, продолжительность практики определяет учебное заведение в зависимости от специальности и специализации студента. Место же прохождения практики (базу практики) студент может найти самостоятельно и согласовать его с учебным заведением. Либо учебное заведение на свое усмотрение отправляет студента на практику в компании (организации), с которыми у него заключены договоры.

Порядок прохождения практики учащимися вузов регулируется Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154 (далее - Положение).

Средние учебные заведения, организуя практику, должны руководствоваться Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 21.07.1999 N 1991. При этом каждое учебное заведение вправе самостоятельно разрабатывать документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов, с учетом специфики подготовки специалистов. Необходимо учитывать лишь общие требования. Причем они мало отличаются для учащихся как высших, так и средних учебных заведений.

Договор между учебным заведением и работодателем

Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, что финансируется за счет средств соответствующего бюджета (п. 9 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ред. от 03.12., с изм. и доп. далее - Закон N 125-ФЗ). Формально по договору учебное заведение может компенсировать предприятию расходы, понесенные в связи с прохождением практики у них студента, как то: оплатить часы наставника от предприятия, компенсировать расходы на эксплуатацию офисной техники, оборудование, спецодежду и т. п. Но на сегодняшний день, особенно если место практики выбирает сам студент, рассчитывать на такую компенсацию не приходится.

Специальных норм о том, как заключать договор между фирмой и учебным заведением, не существует. Не определено даже, кто кому должен платить: вуз фирме или наоборот. Получается, что можно заключить договор, по которому учебное заведение оказывает фирме услуги по подбору кадров, и тогда платят ему. Возможна и обратная ситуация: фирма оказывает образовательному учреждению услуги по обучению студентов, и учебное заведение платит деньги ей. Все зависит от содержания договора и фантазии сторон. Общего правила здесь нет.

Договор, как правило, заключается на срок 3 - 5 лет в двух экземплярах, подписывается руководителем организации и ректором университета. Договор регулирует все основные вопросы, касающиеся производственной практики, и в обязательном порядке должен включать следующие пункты:

1. Стороны договора - наименование образовательного учреждения и наименование работодателя.

2. Предмет договора - обозначение учащихся (студентов) соответствующего отделения (профиля) и курса, проходящих практику.

3. Права и обязанности сторон:

- работодатель обязуется предоставить места для прохождения практики, создать необходимые условия для выполнения производственной практики, предоставить реальную возможность ознакомления с производственным процессом, осуществлять контроль за соблюдением практикантами трудовой дисциплины, по окончании практики составить объективную характеристику работы и профессиональных навыков учащегося (студента);

- образовательное учреждение обязуется осуществлять контроль за процессом производственной практики и оказывать работодателю методическую помощь в ее организации и проведении.

4. Срок договора.

5. Порядок оплаты труда с определением источника финансирования.

6. Ответственные лица за проведение производственной практики от образовательного учреждения и работодателя.

При этом содержание практики определяется руководителем из числа преподавателей образовательного учреждения. Руководители практики от высших учебных заведений:

- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

- принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

- несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной работе);

- оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

Примечание. Организация несет полную ответственность за несчастные случаи со студентами, проходящими практику в организации.

Студента можно оформить и без соглашения с учебным заведением, заключив договор с самим практикантом. Но в этом случае как минимум необходимо запросить из вуза справку о том, что студент проходит обучение и в определенный период должен пройти производственную практику. То есть у работодателя должен быть документ, подтверждающий тот факт, что студент является учащимся и проходит практику. Однако в такой ситуации следует заключить договор с самим студентом, чтобы существовал документ, регулирующий взаимоотношения организации (предпринимателя) и практиканта.

Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением (п. 15 Положения). В этих документах соответствующие отметки делают те специалисты организации, которые курируют проходящих у них практику студентов. Они отмечают успехи учащихся, посещаемость и др. а по завершении практики дают производственную характеристику на каждого студента-практиканта.

В соответствии с п. 17 Положения оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Примечание. Студент, проходящий практику на предприятии, обязан следовать правилам внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности и подчиняться положениям локальных нормативных актов организации.

Виды производственной практики

Существуют различные варианты прохождения производственной практики:

- предприятие, с которым учебное заведение заключило договор, предоставляет студенту место для прохождения практики (п. 8 Положения);

- при наличии вакантной должности учащийся занимает ее, если работа соответствует требованиям программы практики;

- практика проходит в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов;

- практика осуществляется в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию (п. 10 Положения).

При этом практику условно можно разделить на два вида: ознакомительную и трудовую. Первая подразумевает, что студент будет находиться на предприятии, изучать производственные процессы, пробовать выполнять несложные действия и т. д. В этом случае трудовой договор не заключается, заработная плата не начисляется. Студент не вступает с работодателем в трудовые отношения.

Если практиканта берут в организацию на вакантную должность, у него возникают трудовые отношения с принимающей организацией. Это допустимо в соответствии с п. 10 Положения.

Оформление практики

Если ежегодно на каком-либо предприятии в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором между учебным заведением и предприятием проходит практику значительное количество студентов, то обычно в проведении этого массового мероприятия проявляют заинтересованность все стороны: и директор предприятия, и начальник соответствующего отдела, и начальник отдела кадров, и мастер производственного обучения, и (или) иной представитель учебного заведения. В процессе переговоров между ними и определяется приемлемая должность для каждого практиканта.

Если же правом выбора обладает исключительно специалист кадровой службы, следует руководствоваться теми документами, с которыми он имеет возможность ознакомиться. Обычно в отделе кадров хранится копия гражданско-правового договора между учебным заведением и организацией. В нем могут быть прописаны не только обязательные условия прохождения практики, но и оговорено, какие именно знания должны закрепить студенты в процессе ее прохождения, какие навыки приобрести. Если практика проводится не на основе гражданско-правового договора с соответствующим учебным заведением (предположим, к вам по собственному намерению пришли несколько студентов), то при решении данного вопроса можно обратиться к дневнику практики. В нем, как правило, прописывается индивидуальное задание для студента.

Так какой же договор необходимо заключать с практикантом, принимаемым в организацию, и нужен ли такой документ вообще?

В соответствии с вышеупомянутыми ранее утвержденными Минобразования России Положениями о порядке проведения практики для высших и для средних учебных заведений, при наличии в организации вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Кроме того, согласно первому из этих нормативных актов допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

Исходя из данных норм, логично сделать вывод, что работодатель может заключить с практикантом как трудовой договор, так и ученический. Если студента зачисляют на вакантное место, то, естественно, должен быть подписан трудовой договор с таким сотрудником. Если вакантной ставки нет и вводить ее в штатное расписание руководству представляется нецелесообразным, то, скорее всего, руководство будет рассматривать возможность заключения с практикантом ученического договора. Также если речь идет об индивидуальной подготовке у специалистов и рабочих, то здесь скорее подразумевается оформление отношений в виде ученичества.

При оформлении отношений с практикантом на основе трудового договора следует обратить внимание на ч. 2 ст. 58 ТК РФ относительно заключения срочного трудового договора в случаях, когда отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В ней сказано, что срочный трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой или обучением работника.

Но для этого, повторим, в организации должна иметься свободная штатная единица. Иногда, когда в виде исключения принимают на практику одного-двух студентов, приказом руководителя вводят в штатное расписание новую штатную единицу, а после окончания практики (а лучше спустя некоторое время после ее окончания) благополучно сокращают введенную должность. Другое дело, если, например, каждую весну или осень работодатель в обязательном порядке принимает на работу значительное количество практикантов. В таком случае целесообразнее ввести персонально для них соответствующие должности в штатном расписании (например, должности помощника повара, помощника бухгалтера и т. д.) и не сокращать их после окончания практики - несколько месяцев в году эти места могут пустовать в ожидании новых практикантов.

Срок окончания договора

Срочный трудовой договор должен содержать такие данные, как период действия договора, условие о выплате заработной платы и ее размере, реквизиты сторон. Особое внимание стоит уделить обоснованию заключения именно срочного трудового договора. Сформулировать его можно примерно так:

"Трудовой договор заключается на. месяцев для прохождения производственной практики".

Заключая срочный трудовой договор, необходимо не только оговорить дату его начала, но и определить время окончания (либо период действия трудового договора). Так как период практики обычно ограничивается определенным количеством календарных недель, самым логичным и легким на первый взгляд может показаться обозначение окончания срока действия трудового договора конкретной датой либо упоминание в данном документе о том, что срок его действия составляет, предположим, два месяца. Так, если студент должен пройти практику сроком в четыре календарные недели, то, как правило, фрагмент трудового договора, касающийся срока, оформляется следующим образом:

2.1. Дата начала работы: 01.02..

2.2. Дата окончания работы (срока действия трудового договора):

Практика

Практика на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется на основе долгосрочных и индивидуальных договоров между университетом и предприятием, учреждением или организацией.

По вопросам организации и проведения практики БашГУ сотрудничает более чем с 200 организациями. В том числе: государственные организации и учреждения - 78, научно-исследовательские институты - 21, общеобразовательные школы - 35, банки - 7, производственные предприятия - 63;

Основными видами практики студентов являются: учебная, производственная, педагогическая и преддипломная практики.

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях БашГУ, а также в других профильных предприятиях. учреждениях и организациях;

Производственная и преддипломная практики студентов проходит с учетом профилизации в различных сторонних предприятиях, учреждениях и организациях.

Формирование соответствующих компетенций, закрепленных в ФГОС ВПО;

Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;

Осознание мотивов и ценностей в избранной профессии;

Ознакомление и усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач;

Ознакомление с научно-исследовательской, инновационной, маркетинговой и менеджерской деятельностью базы прохождения практики;

Отчет о прохождении преддипломной практики

I.  Общее положение и характеристика предприятия.

Предприятие АО «Молдтелеком» действует на территории всей Республики Молдова и имеет в своем подчинении филиалы, расположенные во всех районных центрах, за исключением районов Приднестровья.

Акционерное общество «Молдтелеком» филиал Комрат зарегистрировано как АО (со 100 % пакетом акций государства) 05 января 1999 года на основании Постановления Парламента Республики Молдова № 1288 от 23.07.97 г. «О реорганизации ГП «Молдтелеком» в АО «Молдтелеком»» и Приказа Департамента по приватизации Республики Молдова № 1075/03 от 21.12.98 года (Сертификат серия А № 169061, дата выдачи 03.04.2002 года) и действует как филиал АО «Молдтелеком».

С 31.03.93 года по 05.01.99 года данное предприятие было государственным, а до 1993 оно называлось филиал «Молдтелеком» Комратский узел электросвязи.

АО «Молдтелеком» филиал Комрат расположен в мун. Комрат, по ул. Победа, 46 и осуществляет свою деятельность на территории Комратского района, имея свои структурные подразделения в районном центре и сельских населенных пунктах района.

Полное наименование предприятия:

Сокращенное наименование предприятия:

Комратский филиал АО «Молдтелеком» не является юридическим лицом. Филиалу делегировано право защищать права и интересы Акционерного общества на территории района на основе генеральных доверенностей, выданных директору и юрисконсульту предприятия. Филиал имеет собственный баланс, который является частью централизованного баланса АО «Молдтелеком», имеет свой субсчет в банке, имеет печать с государственным гербом.

АО «Молдтелеком» филиал Комрат осуществляет свою деятельность на основании Положения об организации и действии филиала, утвержденного Генеральным директором предприятия АО «Молдтелеком».

Сфера деятельности филиала Комрат исходит из сферы деятельности АО «Молдтелеком» и заключается в управлении, предоставлении и развитии услуг электросвязи, проводного вещания и других, необходимых населению и народному хозяйству района, услуг, сотрудничестве с родственными предприятиями республики и за рубежом в целях оказания этих услуг.

Главные виды деятельности АО «Молдтелеком»:

-  проектирование, внедрение, развитие и маркетинг сетей телекоммуникаций (радиосвязи), включая передачу данных и предоставление услуг по этим сетям;

-  коммерциализация;

-  строительные работы в области телекоммуникаций и другая деятельность в области телекоммуникации;

-  деятельность по импорту – экспорту различного оборудования, приобретения для своих целей, связанных с деятельностью АО «Молдтелеком» в Республике Молдова и за ее пределами;

-  международное сотрудничество по своему профилю деятельности;

-  развитие отношений с международными органами своего профиля, обеспечение присутствия на собраниях представителей национальных операторов;

-  покупка, аренда и/или приобретение другим способом зданий и земельных участков;

-  сдача в аренду, в субаренду, уступка долговых обязательств и/или распоряжения другим способом зданиями ил их частью или правом на территории в свободно конвертируемой валюте и/или в леях, согласно действующего законодательства;

-  развитие на территории Республики Молдовы и за ее пределами всех других дополнительных видов деятельности, необходимых для достижения цели и пропаганды деятельности общества.

Административная деятельность включает управление, развитие и эксплуатацию услуг электросвязи, сотрудничество с аналогичными зарубежными организациями в целях удовлетворения запросов клиентов. Обеспечивает эксплуатацию и руководство предоставлением основных услуг электросвязи и другие услуги.

Определяет пути развития научно-технического прогресса, усовершенствования технологических процессов в подразделениях электросвязи, различных коммуникационных услуг, введением Интернет-услуг.

АО «Молдтелеком» осуществляет и другие виды деятельности, необходимые для выполнения своих задач, таких как: зарубежная торговля, снабжение, исследование, технологическое и информационное проектирование, культурно-социальное обучение.

Координирует деятельность отрасли и устанавливает условия ее развития с целью обеспечения внутренних и внешних потребителей.

АО «Молдтелеком» участвует в свободном рынке по услугам связи и с их оценкой в зависимости от качества и конкуренции в условиях равноправия между соответствующими предприятиями по оказанию прямых услуг или через другие предприятия (ассоциации).

АО «Молдтелеком» является собственником всего имущества, может располагать автономно и использовать его в целях реализации предмета деятельности, соблюдая законодательство.

АО «Молдтелеком» имеет свою организационную структуру (руководство) управления, службы, специализированные производственные отделы, филиалы, а также другие подразделения.

Филиалам и подразделениям даны компетенции, установленные в соответствии с законодательством, административным Советом предприятия.

II.  Основные технико-экономические показатели и их анализ.

Таблица 2.1. Основные технико – экономические показатели деятельности АО «Молдтелеком» филиал Комрат.

ККМ: применение в хозяйственной практике предприятий

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг должны производиться всеми предприятиями (а также индивидуальными предпринимателями), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ (ст 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215–1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” (далее — Закон о применении ККМ). Требования к контрольно-кассовым машинам, в том числе порядок и условия их использования и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 в редакции постановления Правительства РФ от 7 августа 1998 г. № 904 (далее — Положение о применении ККМ).

Следует отметить, что все ККМ должны быть допущены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее — ГМЭК) и включены ГМЭК в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.

Для кого кассовые аппараты

не обязательны

В соответствии со ст. 1 Закона о применении ККМ и п. 1 Положения о применении ККМ получение наличных денег от граждан (осуществление расчетов) без применения ККМ допускается в отдельных категориях организаций согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, был утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. В настоящее время действует новый Перечень в редакции постановления Правительства РФ от 3 сентября 1998 г.№ 1027.

Таким образом, денежные расчеты с населением без применения ККМ могут осуществлять:

  1. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с ГМЭК, в части оказания населению: а) услуг предприятий бытового обслуживания, предприятий и учреждений почтовой связи при производстве мелкого ремонта с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой на предприятиях и в учреждениях, осуществляется через контрольно-кассовые машины); б) услуг по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции; в) услуг медицинских, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических учреждений с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой в указанных учреждениях, осуществляется через контрольно-кассовые машины); г) услуг по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения горожан; д) услуг ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение; е) услуг по основной деятельности учреждений кино и кинопроката, театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и филармоний, цирковых предприятий, зоопарков, музеев, планетариев, библиотек, парков (садов) культуры и отдыха, спортивных сооружений, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений; ж) услуг выставочного характера; з) услуг судебно-экспертных учреждений системы Минюста РФ при производстве экспертиз и иных экспертных исследований.
  2. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части: а) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; б) продажи ценных бумаг; в) продажи лотерейных билетов; г) продажи проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси); д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.
  3. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому органом государственной власти субъекта РФ.
  4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.
  5. Учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.
  6. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином РФ по согласованию с ГМЭК. Порядок использования квитанций устанавливается Госналогслужбой РФ.

В иных случаях использование ККМ при осуществлении денежных расчетов с гражданами обязательно. Кроме того, необходимо обратить внимание на возможность ограничения действия указанного Перечня на отдельных территориях органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 постановления № 745).

Должны ли применяться ККМ в случае реализации населению промышленным предприятием продукции собственного производства?

Промышленное предприятие, реализующее населению за наличный расчет продукцию собственного производства, обязано применять ККМ (ст. 1 Закона о применении ККМ). Кроме того, обязательность их применения при приеме наличных денег предприятиями, ведущими расчеты с населением, предусмотрена п. 3 Порядка ведения кассовых операции в РФ, утверждена решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40 (п. 15 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к Письму Госналогслужбы РФ от 5 мая 1994 г. № НИ-6–071152) (далее — Методические рекомендации по применению ККМ).

Нужно ли применять ККМ при оказании услуг коллегии адвокатов?

Положением об адвокатуре РСФСР (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.) коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не являются коммерческими организациями, не оказывают услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей деятельности. Их цель — реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, поэтому коллегии адвокатов являются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.

Согласно действующему налоговому законодательству коллегии адвокатов не облагаются налогами и сборами, и, следовательно, деятельность юридических консультаций коллегий адвокатов не подпадает под действие Закона РФ № 5215–1.

В то же время коллегии адвокатов при осуществлении деятельности, не отнесенной ст. 19 названного Положения к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и платных лекториев, доходы от внереализационных операций и иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи), подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении ККМ (Письмо ГНС РФ от 14 ноября 1997 г. № ВК-6–16/797 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов”).

Советы по приобретению

Если при осуществлении расчетов организация должна использовать ККМ, то встает вопрос о приобретении кассового аппарата. Что же необходимо учитывать при выборе конкретной модели?

Основные условия:

  • ККМ должна быть внесена в Государственный реестр и, таким образом, допущена к применению на территории РФ;
  • необходимо учитывать соответствие конкретной модели сфере деятельности предприятия (предпринимателя).
  • Кроме того, организация (предприниматель) может не приобретать ККМ, а взять его в аренду у другой организации (предпринимателя), продавца либо центра технического обслуживания ККМ.

    В соответствии со ст. 5 Закона о применении ККМ допускаемые к использованию на территории РФ модели определяются ГМЭК и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.

    Наиболее полный список моделей, допустимых к применению в хозяйственной практике, содержится в Классификаторе контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ (Приложение № 1 к Письму Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1998 г. № ВК-6–16/84); см. также раздел III Письма Госналогслужбы РФ от 24 марта 1998 г. № ВК-616/197 “О решении ГМЭК от 23 февраля 1998 г.”. Данные документы определяют возможность применения отдельных моделей ККМ при осуществлении предприятием (предпринимателем)определенных видов деятельности.

    ККМ разделены на следующие виды: автономная ККМ, пассивная системная ККМ, активная системная ККМ, фискальный регистратор (ФР).

    Сферы применения конкретных моделей ККМ подразделены на четыре группы: торговля, услуги, торговля нефтепродуктами, отели и рестораны.

    При приобретении конкретной модели необходимо воспользоваться квалифицированными консультациями продавцов, а также центров технического обслуживания ККМ.

    На что обратить внимание при выборе продавца? Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ (утверждено решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г. протокол № 2/18–95) установлены следующие требования к торговым организациям — продавцам ККМ (п. 8 Положения). Продавец ККМ:

  • может осуществлять продажу лишь при наличии договора с поставщиком ККМ о соответствующих моделях и договора с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт ККМ этих моделей. Продавцы вправе продавать ККМ только в те регионы, где имеются ЦТО, с которыми продавцом заключен договор о принятии на техническое обслуживание и ремонт соответствующих моделей;
  • обязан оказывать содействие покупателю в заключении с ЦТО договора о техническом обслуживании и ремонте ККМ. В случае необходимости продажи ККМ одним потребителем другому такая продажа производится через ЦТО, где машины поставлены или должны быть поставлены на техническое обслуживание, или через продавцов ККМ при наличии отметки налогового органа о снятии с учета по месту предыдущей регистрации;
  • вправе осуществлять передачу ККМ в аренду предприятиям и организациям, применяющим ККМ, с последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями;
  • должен проверить наличие средств визуального контроля генерального поставщика на реализуемых им ККМ, а также комплектность, исправность и наличие необходимых документов.
  • Что такое средства визуального контроля, для чего они нужны?

    Как указывается в п. 1 Порядка использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах, утверждено решением ГМЭК от 5 ноября 1996 г. протокол № 6/31–96 (Приложение № 1 к Письму Госналогслужбы РФ от 15 января 1997 г. № ВК-6–16/49 “О средствах визуального контроля на контрольно-кассовых машинах”), средства визуального контроля используются в целях недопущения проникновения на российский рынок ККМ, не включенных в Государственный реестр, для защиты интересов производителей, поставщиков и пользователей, повышения ответственности генеральных поставщиков за соответствие машин их эталонным образцам и центров технического обслуживания ККМ — за качество обслуживания, а также для повышения эффективности проверок соблюдения законодательства РФ о ККМ, осуществляемых налоговыми органами.

    Средства визуального контроля представляют собой объемные голограммы, изготовленные на фотополимерной пленке, со словами “Государственный реестр” и указанием года реализации ККМ генеральным поставщиком. Кроме того, на кассовом аппарате должна находиться голограмма ЦТО с надписью “Сервисное обслуживание” и указанием текущего года, в котором ККМ поставлена на техническое обслуживание в ЦТО. Голограммы устанавливаются генеральными поставщиками и ЦТО на стороне ККМ, обращенной к покупателю при производстве денежных расчетов с использованием данной машины.

    В соответствии с подп. “г” п. 7 Положения о применении ККМ, применение ККМ без средств визуального контроля не допускается.

    Как отразить приобретение ККМ и расходных материалов в бухгалтерском учете?

    Пример1

    Предприятие приобрело ККМ стоимостью 10 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.) (учитывается как основное средство).

    Приобретение кассового аппарата отражается:

  • Д-т сч. 08 — К-т сч. 60 — 9000 руб. — получение ККМ от продавца;
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 1800 руб. — НДС по ККМ;
  • Д-т сч. 01 — К-т сч. 08 — 9000 руб. — ввод ККМ в эксплуатацию;
  • Д-т сч. 60 — К-т сч. 51 — 10 800 руб. — Оплата стоимости ККМ продавцу;
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 1800 руб.— зачет НДС по оприходованной и оплаченной ККМ.
  • Начиная с месяца, следующего за месяцем оприходования ККМ, начисляется износ в соответствии с установленными нормами. При условии, что в соответствии с “Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР” (утверждено постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072) норма амортизации установлена в размере 11 % годовых, начисление износа будет отражаться следующей проводкой:

  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 02 — 82 руб. 50 коп. (9000 руб. х 11 %: 12).
  • Пример 2

    Предприятие приобрело ККМ стоимостью 6000 руб. (в том числе НДС — 1000 руб.) (учитывается как МБП).

    На счетах бухгалтерского учета приобретение кассового аппарата отражается следующим образом:

  • Д-т сч. 12 — К-т сч. 60 — 5000 руб. — получение ККМ от продавца;
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 1000 руб. — НДС по ККМ;
  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 13 — 2500 руб. (5000 руб.) — начисление износа по приобретенной ККМ в размере 50 % (100 %) в зависимости от принятой учетной политики;
  • Д-т сч. 60 — К-т сч. 51 — 6000 руб. — оплата стоимости ККМ продавцу;
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 1000 руб. — зачет НДС по оприходованной и оплаченной ККМ.
  • Пример З

    Предприятие приобретает расходные материалы для ККМ (контрольную чековую ленту, краску).

    Бухгалтерские проводки:

  • Д-т сч. 10 — К-т сч. 60 — 1500 руб. — оприходование на склад расходных материалов (кассовой ленты, краски);
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 60 — 300 руб. — НДС по приобретенным материалам (1500 руб. х 20 %);
  • Д-т сч. 60 — К-т сч. 51 — 1800 руб. — оплачены поставщику приобретенные материалы;
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 300 руб. — зачет НДС по приобретенным и оплаченным материалам;
  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 10 — 250 руб. — списание на издержки обращения чековой ленты, установленной на ККМ.
  • Как заключить договор на техническое обслуживание?

    После покупки ККМ организация обязана заключить договор на ее техническое обслуживание с центром технического обслуживания (ЦТО). Без такого договора регистрация ККМ в налоговых органах и соответственно эксплуатация кассового аппарата будет невозможна (п. 2 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Приложение к Приказу Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. № ВГ-3–14/36). Договор на техническое обслуживание и ремонт заключается с ЦТО, в котором приобретена ККМ или который имеет соответствующий договор с продавцом. После этого ККМ автоматически ставится на учет в ЦТО.

    Техническое обслуживание и ремонт ККМ вне ЦТО, где она находится на учете, запрещены (п. 9 Положения о применении ККМ.

    Центр технического обслуживания:

  • осуществляет ввод в эксплуатацию ККМ, в том числе их предпродажную подготовку, расконсервацию, регулировку, наладку и входной контроль функциональных характеристик, устранение обнаруженных неисправностей и устанавливает средство визуального контроля ЦТО, удостоверяющего исправность конкретного аппарата (п. 10. 2 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ);
  • имеет право ставить на техническое обслуживание только те ККМ, модели которых допущены к использованию государственной комиссией, снабжены средствами визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющими их соответствие моделям, включенным в Государственный реестр ККМ, приобретенные потребителем в ЦТО или у иных продавцов, имеющих договор обслуживания ККМ с ЦТО;
  • вправе осуществлять передачу ККМ в аренду предприятиям и организациям, их применяющим, с последующей регистрацией ККМ в налоговых органах указанными предприятиями и организациями (п. 10. 1. 7 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ);
  • производит расконсервацию приобретенного организацией ККМ, осуществляет опломбирование аппарата, составляет техническое заключение и вносит данные в паспорт ККМ.
  • Пример

    Предприятие заключило договор о техническом обслуживании ККМ с центром технического обслуживания сроком на 6 месяцев.

    В бухгалтерском учете техническое обслуживание и ремонт ККМ следует отразить проводками:

  • Д-т сч. 76 — К-т сч. 51 — 720 руб. — перечислена предоплата по договору с центром технического обслуживания;
  • Д-т сч, 44 — К-т сч. 76 — 100 руб. — ежемесячное списание услуг по обслуживанию ККМ в соответствии с заключенным договором на издержки обращения (600 руб. 6 месяцев);
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 76 — 20 руб. — НДС по заключенному договору (100 руб. х 20 %);
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 20 руб. — зачет НДС по оказанным и оплаченным услугам.
  • Можно ли арендовать ККМ?

    Возможность аренды кассового аппарата предусмотрена действующим законодательством. Организация, обязанная применять ККМ, может заключить договор аренды с организацией, осуществляющей торговлю кассовыми аппаратами, с ЦТО либо с иной организацией (предпринимателем). При этом у арендатора ККМ сохраняется обязанность заключить договор о техническом обслуживании с ЦТО и зарегистрировать аппарат в налоговых органах. При заключении договора аренды ККМ, использовавшегося в другой организации (или предпринимателем), необходимо убедиться в том, что аппарат снят с учета в налоговой инспекции (о порядке снятия с учета и документах, подтверждающих такой факт, мы скажем ниже).

    Пример

    Предприятие заключило договор аренды ККМ. (Стоимость ККМ — 9000 руб. срок действия договора — 1 год. Договор аренды заключен на сумму 10 800 руб. в том числе НДС — 1800 руб.)

    Отражение в бухгалтерском учете арендованного аппарата:

  • Д-т сч. 76 — К-т сч. 51 — 10 800 руб. — уплачено за аренду ККМ сроком на 1 год;
  • Д-т сч. 31 — К-т сч. 76 — 9000 руб. — стоимость аренды отнесена на расходы будущих периодов;
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 76 — 1800 руб. — НДС, уплаченный по договору аренды Д-т сч. 001 — 9000 руб. — оприходована ККМ, взятая в аренду;
  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 31 — 750 руб. — отнесена на издержки обращения арендная плата за ККМ за месяц (10 800 руб. — 1800 руб.): 12);
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 150 руб. — зачет НДС по арендной плате (1800 руб. 12). Через 6 месяцев расторгнут договор аренды;
  • Д-т сч. 76 — К-т сч. 31 — 4500 руб. — отнесение суммы неиспользованной арендной платы на расчеты с арендодателем (9000 руб. — 750 руб. х 6);
  • Д-т сч. 76 — К-т сч. 19 — 900 руб. — отнесение суммы не зачтенного НДС на расчеты с арендодателем (1800 руб. — 150 руб. х 6);
  • К-т сч. 001 — 9000 руб. — возврат ККМ арендодателю;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 76 — 5400 руб. — завершение расчетов с арендодателем (4500 руб. + 900 руб.).
  • Приведенные проводки сделаны исходя из того, что в бухгалтерском балансе расходы будущих периодов отражаются по строке 217 в составе запасов организации наряду с прочими материальными ценностями и потребленными организацией услугами. Из чего можно заключить, что и НДС по расходам будущих периодов должен списываться так же, как и по прочим запасам и затраты.

    Однако Инструкцией по применению Плана счетов и Письмом Минфина РФ № 96 “Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с расчетами по НДС и акцизам” предусмотрено списание на сч. 19 только НДС, уплаченного или подлежащего оплате поставщикам по оприходованным товарно-материальным ценностям, принятым работам, полученным услугам. В рассматриваемом же случае по сч. 31 как расходы будущих периодов отражена стоимость услуг, которые будут (могут быть) получены в будущем, то есть на момент принятия данных расходов к учету сами услуги еще не получены и поэтому не могут быть оприходованы. С этой точки зрения были бы более логичны следующие проводки:

  • Д-т сч. 76 — К-т сч. 51 — 10 800 руб. — уплачено за аренду ККМ сроком на 1 год;
  • Д-т сч. 31 — К-т сч. 76 — 10 800 руб. — стоимость аренды отнесена на расходы будущих периодов (в том. числе НДС — 1800 руб.);
  • Д-т сч. 44 — К-т сч. 31 — 750 руб. — отнесена на издержки обращения арендная плата за ККМ за месяц (10 800 руб. — 1800 руб.): 12);
  • Д-т сч. 19 — К-т сч. 76 — 150 руб. — НДС, уплаченный по договору аренды (1800 руб. 12);
  • Д-т сч. 68 — К-т сч. 19 — 150 руб. — зачет НДС по арендной плате.
  • Как отразить в бухгалтерском учете продажу ККМ, использовавшейся в организации?

    Пример 1

    Продажа ККМ за 10 560 руб. (в том числе НДС — 1760 руб.) балансовой стоимостью 9000 руб. при начисленном износе за 4 месяца в сумме 330 руб. (учитывается как реализация основного средства). Проводки:

  • Д-т сч. 47 — К-т сч. 01 — 9000 руб. — снятие с учета проданной ККМ;
  • Д-т сч. 02 — К-т сч. 47 — 330 руб. — износ по проданной ККМ;
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 47 — 10 560 руб. — получена выручка от продажи ККМ;
  • Д-т сч. 47 — К-т сч. 68 — 1760 руб. — НДС по реализации ККМ.
  • Пример 2

    Продажа приобретенной ККМ стоимостью 5000 руб. за З600 руб. в том числе НДС — 600 руб. (учитывается как реализация МБП). Проводки:

  • Д-т сч. 48 — К-т сч. 12 — 5000 руб. — списание с учета реализованной ККМ;
  • Д-т сч. 13 — К-т сч. 48 — 2500 руб. — начисленный износ по ККМ (50 % согласно принятой учетной политике);
  • Д-т сч. 51 — К-т сч. 48 — 3600 руб. — получена оплата за реализованную ККМ;
  • Д-т сч. 48 — К-т сч. 68 — 600 руб. — НДС по реализации ККМ;
  • Д-т сч. 48 — К-т сч. 80 — 500 руб. — финансовый результат от реализации ККУ (З600 руб. — 600 руб. — 5000 руб. + 2500 руб.).
  • Регистрация в налоговых органах

    Статьей 4 Закона о применении ККМ установлено, что ККМ, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания или непосредственно на предприятиях-изготовителях.

    В свою очередь, налоговые органы обязаны регистрировать ККМ, используемые на предприятиях, в соответствии с требованиями Закона о применении ККМ и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (ст. 6 Закона о применении ККМ).

    Первичная регистрация (регистрация нового аппарата) практически не отличается от регистрации ККМ, использовавшейся в другой организации, либо арендованного аппарата.

    Процедура регистрации

    Заявление подается по месту регистрации ККМ (п.2 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, далее — Порядок регистрации). К заявлению прилагаются паспорт и договор об их техническом обслуживании и ремонте центром технического обслуживания или непосредственно предприятием — изготовителем ККМ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что в п. 2 Приказа Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3–14/36 указывается, что налоговые органы вправе принять к регистрации кассовый аппарат только при наличии у их владельцев договора с центром технического обслуживания и ремонта ККМ.

    Налоговый орган регистрирует ККМ после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления. Регистрация производится путем внесения сведений в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом. Одновременно с регистрацией организации должна быть выдана Карточка регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе, а также возвращены паспорт и договор о техническом обслуживании и ремонте в ЦТО (п. 3, 4 Порядка регистрации).

    Порядок замены

    В случае необходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либо установки дополнительных машин организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

    Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, в 5-дневный срок регистрирует новые и снимает с учета изымаемые из эксплуатации в данной организации машины и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные ККМ (п. 5, 6 Порядка регистрации).

    Снятие с учета

    В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККМ. Налоговый орган, получив такое заявление, снимает ККМ с учета, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью ответственного за регистрацию должностного лица, и скрепляется печатью (п. 7 Порядка регистрации).

    По окончании срока применения, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения (п. 8 Порядка регистрации).

    Карточка регистрации ККМ хранится в организации по месту установки машины в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины с регистрации (п. 9 Порядка регистрации).

    Вопрос

    Как зарегистрировать ККМ в случае отсутствия технического паспорта в связи с его утратой?

    Ответ

    В данном случае следует обратиться на завод-изготовитель для получения дубликата паспорта или в центр технического обслуживания ККМ для получения документа (паспорта технического освидетельствования, формуляра и др.), заменяющего паспорт, в котором должны быть отражены следующие основные реквизиты: наименование ККМ, заводской номер, наименование завода-изготовителя, дата выпуска, наименование предприятия — владельца аппарата, адрес, телефон, показания денежных счетчиков, показания контрольных счетчиков, кем выдан документ и др. До получения такого документа ККМ регистрации не подлежит (п. 9 Методических рекомендаций по применению ККМ).

    Вопрос

    При передаче ККМ в аренду кто должен регистрировать ее и налоговых органах и нести ответственность за соблюдение правил эксплуатации арендодатель или арендатор?

    Ответ

    В случае аренды ККМ предприятие-арендатор обязано, согласно установленному порядку, зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговом органе и нести ответственность за соблюдение требований законодательства по ее применению (п. 12 Методических рекомендаций по применению ККМ).

    Особенности использования

    Статьей 2 Закона о применении ККМ установлены следующие обязанности предприятий и индивидуальных предпринимателей:

  • использовать исправные ККМ для осуществления денежных расчетов с населением;
  • выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. Согласно п. 4 Положения о применении ККМ организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах (п. 6 Положения о применении ККМ);
  • обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к ККМ;
  • вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
  • Кроме того, действующим законодательством установлено, что к работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации ККМ в объеме технического минимума. С лицами, допущенными к работе, должен заключаться договор о материальной ответственности (п. 2.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30 августа 1993 г. № 104 (далее — Типовые правила).

    Источники:
    www.hr-portal.ru, www.bashedu.ru, po-praktike.ru

    Следующие:

    26 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Популярное

  • Приказ на выдачу подотчетных сумм образец Приказ о порядке расчетов с подотчетными лицамиДобрый день!Цитата: Деньги директору под отчет по новым правиламp>Надежда Шорохова, налоговый

  • Образец приказа о полномочиях заверять документы Заверение копий документов в личном делеНэт | 22.03. 17:51Добрый день! Недавно устроилась на новую работу. Так вот

  • Образец приказа об оказании материальной помощи в связи с болезнью Как грамотно составить заявление на оказание материальной помощи?Главная Образцы документов Как грамотно составить заявление на оказание материальной

  • Бланк приказа о командировании казахстан приказ на командировкуВ государственном медицинском учреждении врач выезжает в командировку на специализацию. Отдел кадров врачу предоставляет путевку

  • Образец заполнения заявления на выдачу инн Заявление на получение ИННЗаявлением на получение ИНН называется официальное обращение нескольких лиц или одного гражданина к должностному

  • Договор продажи пая в гаражном кооперативе образец договор купли продажи пая в кооперативе19 марта 2015 - 3 просмотровДоговор купли-продажи гаража - скачать форму бесплатно

  • Недавно добавленные материалы:

  • Договор аренды помещения между юридическими лицами образец АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИг. Санкт-Петербург ___________ _____ г.ООО ____________, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице генерального директора ________________, действующей

  • Договор аренды помещения под магазин образец Источники: Договор аренды цеха образец Простой образец договора аренды

  • Договор аренды подъемника образец Раздел: Образцы документовТип документа: ПаспортДля того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦА ПОДЪЕМНИКА!1.

  • Договор аренды образец рб по состоянию на 25 января 2005 годаДоговор аренды оборудования№_____ Город ____________ _____ ____________ 200 _

  • Договор аренды оборудования с последующим выкупом образец Приложение N ___к Договору аренды оборудованияс последующим выкупомN ___ от "___"________ ___ г.__________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________, действующ__ на основании __________________,

  • Договор аренды программного обеспечения образец ДОГОВОРна разработку программного обеспечения"___"_________ ____ г.____________________________________________________________, именуем____ в дальнейшем "Заказчик", в лице ____________________________________________, действующ__ на основании ________________________,